Перейти к основному содержанию

Сумеет ли Илон Маск совершить EV-революцию и сделать «народный электромобиль»

электромобиль
© Форпост Северо-Запад

Топ-менеджмент европейских автоконцернов в панике. Илон Маск заявил, что следующая модель Tesla «может стоить всего лишь 25 тысяч долларов». Учитывая, что электромобили этой марки после серии подорожаний наконец-то начали дешеветь, слова американского миллиардера были восприняты, как подготовка к грядущей ценовой войне, которая сильнее всего ударит по Volkswagen.

В 28 странах Европы в прошлом году было реализовано в общей сложности чуть более полутора миллионов электрокаров. Причём самый большой объём продаж был зафиксирован именно в салонах немецкого автопроизводителя – 341 тысяча 147 машин. У Tesla результат чуть похуже – 232 тысячи единиц. Однако если оценивать популярность конкретных моделей, то здесь всё ровно наоборот.

В лидерах кроссовер Model Y стоимостью от 55 тысяч долларов. Он настолько приглянулся жителям Старого Света, что они купили в 2022 году в четыре раза больше таких паркетников, чем в 2021-м – 137 тысяч экземпляров. На втором месте тоже «американец», самый дешёвый на данный момент седан из США Model 3, цена которого упала до $44 тысяч. Volkswagen ID.4 лишь на третьей строчке.

электрозаправка
В ЕС поняли, что электромобили тоже вредны для окружающей среды, но всё равно будут их покупать

Само собой, если слова Илона Маска окажутся правдой, то продажи VW, скорее всего, заметно сократятся. Сейчас, например, седан ID.3 в самой скромной комплектации можно приобрести в Германии (в перерасчёте на доллары) за 40 тысяч, то есть пока конкуренцию у Model 3 в стоимостном выражении он выигрывает. Но если Tesla действительно удастся выпустить «народный» электромобиль, ситуация кардинальным образом поменяется.

Пострадают и многие другие европейские автопроизводители, которые и так вынуждены «затягивать пояса» из-за рекордно высокой инфляции. Если учесть, что они вложили в электрификацию своих модельных рядов уже более полумиллиарда долларов, то удар окажется весьма чувствительным. Отсутствие запланированных доходов на фоне столь крупных инвестиций некоторые участники рынка могут и не пережить.

Впрочем, вполне возможно, «посыпать голову пеплом» им пока ещё рано. Ведь Илон Маск делает подобного рода заявления не впервые, они звучат, как минимум, начиная с 2020 года. Причём, что самое интересное, все эти словесные интервенции происходят в тот момент, когда котировки лития – одного из наиболее дорогостоящих компонентов электрокара – начинают снижаться.

литий
© Форпост Северо-Запад

Падают они и сейчас. Так, в декабре, металл торговался в Соединённых Штатах в среднем по 85 тысяч долларов за тонну. В январе он стоил уже $83 тысячи, а в феврале – лишь $76 200. В марте на фоне сокращения продаж электромобилей в Китае понижательная тенденция продолжает сохраняться. Так что, в первую очередь, именно этот фактор лежит в основе оптимизма главы Tesla.

«Маск печально известен тем, что ставит перед своими сотрудниками чрезмерно амбициозные цели, а затем не достигает их или, по крайней мере, реализует не в полном объёме. Тем не менее, его автостроительная компания действительно стала стабильно прибыльной, благодаря востребованности ряда «бестселлеров» у населения всей планеты. Скорее всего, каким бы эфемерным ни было заявление Маска, его соперники услышат его и не проигнорируют. И, возможно, начнут готовиться к грядущей ценовой войне», - пишет Oilprice.com.

Судя по всему, это предположение уже стало реальностью. По крайней мере, финансовый директор Volkswagen Арно Антлиц заявил буквально следующее:

«Мы прекрасно понимаем, что конкуренция вскоре станет жёстче. Поэтому уже сейчас предпринимаем ряд мер, направленных на снижение себестоимости своей продукции. Мы также планируем начать в 2025 году выпуск недорогого электрического VW, который будет стоить менее 27 тысяч долларов. Он должен занять значительную нишу европейского и мирового рынка», - сказал г-н Антлиц.

Volkswagen инвестировал в электромобили наибольшую по сравнению с другими автогигантами Евросоюза сумму. Такая стратегия позволила ему стать крупнейшим продавцом таких машин на территории ЕС. Однако в глобальном масштабе дела у компании не так хороши. В США, например, ни одна из её моделей не входит даже в пятёрку самых продаваемых электрокаров, в то время как Tesla в данном рейтинге удерживает за собой сразу три строчки.

Что касается, реалистичности планов создания «народных электромобилей», то они будут зависеть, прежде всего, от котировок лития. А те, в свою очередь, - от спроса на китайском рынке, где реализуется примерно каждый второй электрокар в мире. В том случае, если жители КНР начнут приобретать их с большей охотой, чем сейчас, цены на металл пойдут вверх, и Илон Маск вместе с коллегами, вероятно, прекратят разговоры на эту тему (да и сезон скидок на Tesla, скорее всего, закончится). Однако если конъюнктура окажется прямо противоположенной, причём останется таковой на протяжении длительного периода времени, то мы, скорее всего, действительно станем свидетелями появления сравнительно дешёвых европейских и американских моделей.