Перейти к основному содержанию

Российские металлурги поддержали идею реформы отечественной высшей школы

РМК
© rmk-group.ru

В Санкт-Петербургском горном университете состоялась рекрутинговая встреча представителей Обуховского завода со студентами вуза. Как рассказали гости, объём выпуска продукции на предприятии в последние годы растёт, что повышает потребность в инженерных кадрах. Однако найти их совсем непросто – современные образовательные программы в высших учебных заведениях составлены таким образом, что уровень подготовки по многим направлениям является явно недостаточным. В итоге выпускников приходится доучивать прямо на производстве, а это всегда риск – гарантий того, что каждый из них превратится в ценного сотрудника, никто, само собой, дать не может.

Заместитель начальника отдела по управлению персоналом завода Ирина Глухих подчеркнула, что после присоединения к Болонскому процессу, российские университеты вообще прекратили подготовку специалистов по некоторым направлениям обучения в области цветной и чёрной металлургии. То есть бакалавры, конечно, на рынок выходят, но они там никому особенно не нужны. Обязательное условие каждой вакансии – опыт работы, обрести его за 4 года обучения в вузе – задача практически невыполнимая.

Глухих
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Взять, например, инженеров по сварке, сегодня это довольно-таки востребованная специальность. Получить её, насколько мне известно, у нас в стране можно, только поступив на программы бакалавриата, рассчитанные на 4 года. Их учебные планы составлены таким образом, что студенты проходят производственную практику всего лишь один раз за весь период обучения, в течение двух, максимум – четырёх недель. Этого времени совершенно точно не хватит на то, чтобы получить все необходимые компетенции», - говорит Ирина Глухих.

В итоге для того, чтобы стать настоящими инженерами, способными отвечать за технологические процессы на производстве и разрабатывать всю необходимую для этого документацию, молодым людям при трудоустройстве приходится проходить профессиональную переподготовку. А ещё - поступать в магистратуру, зачастую заочно, поскольку полученных в течение 4 лет обучения знаний, как и навыков, им оказывается недостаточно.

студенты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Кстати, государство выделяет в магистратуре гораздо меньше бюджетных мест, чем на бакалавриате, то есть конкуренция там велика, и далеко не всем желающим удаётся продолжить образование. Понятно, что это не способствует уверенности молодых людей в завтрашнем дне, демотивирует, как их самих, так и их работодателей.

«Для нас было бы гораздо лучше, если бы студенты ещё в процессе учёбы могли более детально знакомиться с технологическим циклом и различными аспектами работы завода. А в их учебные планы обязательно входила бы длительная преддипломная практика, что предусматривают программы специалитета, рассчитанные на 5,5 лет. Нет сомнений, что по некоторым направлениям возврат к ним крайне актуален. Более того, для предприятия было бы максимально удобно, если бы ребята могли совмещать на старших курсах учёбу с работой», - считает Ирина Глухих.

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Долгое время формирование кадрового резерва для Обуховского завода происходило за счёт государственной программы целевой подготовки. То есть старшеклассники, прошедшие конкурсный отбор, брали на себя обязательство вернуться после окончания вуза на предприятие. А оно, в свою очередь, компенсировало университетам все расходы по обучению будущих специалистов. Однако в нынешнем году количество вакантных мест, которые может занять молодёжь, стало больше.

«Объём производства на заводе растёт, потребность в кадрах у нас сейчас больше, чем число целевиков, поступивших в высшие учебные заведения в 2019 году. Поэтому мы ждём и тех выпускников, которые не заключали с нами соответствующего договора. Но они, конечно, должны понимать – для того, чтобы стать инженерами, бакалавриата недостаточно. Придётся доучиваться в магистратуре», - резюмировала Ирина Глухих.

Идеальной такую схему, конечно, не назовёшь, тем более, в Санкт-Петербургском горном университете, например, заочной или вечерней формы получения образования нет. То есть совместить учёбу и работу на производстве, поступив в магистратуру, не получится. Да и предназначение у неё несколько иное. Это, прежде всего, одна из ступеней подготовки будущих учёных, которые должны конкурировать между собой, а не с инженерами.

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Срок обучения последних, для того, чтобы выпускники специалитета отвечали потребностям рынка, должен составлять от 5 до 6 лет в зависимости от направления подготовки. Причём теоретические знания в обязательном порядке необходимо закреплять навыками, полученными в лабораториях, на учебных полигонах и во время производственной практики. Не менее важны и дополнительные профессиональные компетенции, такие, как свободное владение иностранным языком, а также программным обеспечением, которое используется на предприятиях, умение выполнять те или иные технологические процессы и так далее.

Что касается магистратуры, то она должна остаться на всех направлениях подготовки, но её численность не следует устанавливать выше 10% от общего количества обучающихся. Это обусловлено, в первую очередь, востребованностью академического обмена со странами, которые ориентируются на Болонскую систему образования.

Таковы предложения, выработанные в Санкт-Петербургском горном университете и вошедшие в Стратегию коренного улучшения качества подготовки специалистов с высшим техническим образованием. Этот документ уже направлен для обсуждения в исполнительные и законодательные органы власти, главам регионов присутствия энергетических, горнорудных и нефтехимических компаний, в профильные общественные организации, а также руководителям вузов, входящих в консорциум «Недра».

Горный университет
Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко представил проект стратегии по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием

Свои предложения относительно необходимости реформировать отечественную высшую школу могут высказать все желающие, просьба высылать их на адрес электронной почты: nedra@spmi.ru.