Перейти к основному содержанию

Санкт-Петербургский горный университет стал участником пилотного проекта по реформе высшего образования

Фальков и Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Соответствующий закон подписал Владимир Путин.

В пятницу, 12 мая Президент РФ Владимир Путин подписал указ о пилотном проекте по реформе высшего образования. Он, в частности, предусматривает отмену бакалавриата и введение базового уровня высшего образования, программы которого будут рассчитаны на срок от четырех до шести лет. Одним из шести высших учебных заведений, где реализация этой инициативы начнётся уже в нынешнем году, стал Санкт-Петербургский горный университет.

Так совпало, что в момент публикации указа именно в первом техническом вузе России проходила презентация и обсуждение новой концепции высшего образования России в связи с выходом нашей страны из Болонского процесса. В заседании принимали участие ректоры отечественных высших технических учебных заведений, входящих в консорциум «Недра», министр науки и высшего образования Валерий Фальков, руководитель образовательного Фонда «Талант и успех» (Сириус) Елена Шмелёва, представители Государственной Думы и Совета Федерации РФ. На совещании прозвучали такие предложения, как увеличение сроков производственной практики минимум до полугода, обязательное распределение выпускников на производство, а также постепенное сокращение числа бюджетных мест в вузах в 2-3 раза и формирование идеологии государственных образовательных грантов.

Инициатива отказаться от стандартов, навязанных нам Западом 20 лет назад, и вернуться к традиционной системе обучения в вузах принадлежит Президенту Владимиру Путину в ходе обращения к Федеральному собранию в феврале нынешнего года. Одной из причин стало засилье образовательных программ, рассчитанных на 4 года. По мнению работодателей и вузовского сообщества, подготовить за этот срок компетентных молодых специалистов по ряду направлений попросту невозможно, они не успевают получить все необходимые знания и навыки. Особенно мало времени на бакалавриате выделяется на производственную практику.

Горный университет
Ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко представил проект стратегии по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием

Месяц назад ректор Горного университета Владимир Литвиненко разработал проект стратегии по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим техническим образованием. Этот документ был направлен в исполнительные и законодательные органы власти, главам регионов присутствия крупных энергетических, горнорудных и нефтехимических компаний, руководителям профильных предприятий, а также вузов, входящих в консорциум «Недра». Целью стала организация широкой общественной дискуссии о будущем системы высшего инженерного образования.

Её итогом, как подчеркнул Владимир Литвиненко, открывая совещание, стало формирование стратегии на основе наилучших инициатив. Причём, ряд выводов, изложенных в ней, «уже не подлежит обсуждению», поскольку был сделан на основании единого мнения работодателей, вузовского сообщества и политиков. То есть это «консолидированная позиция, практическое воплощение которой позволит ответить на современные вызовы, стоящие перед отечественной экономикой».

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Мы передали весь пакет документов министру науки и высшего образования, особо отметив, что при его подготовке учитывался не только опыт Советского Союза, но также прогрессивные стандарты, действующие в ведущих технических университетах мира», - обратился к коллегам ректор, после чего предоставил слово Валерию Фалькову.

Министр, первым делом, поздравил всех сотрудников, студентов и выпускников Санкт-Петербургского горного университета с грядущим 250-летием и поблагодарил Владимира Литвиненко за инициативу организации общественной дискуссии. Он также акцентировал внимание собравшихся на «необходимость выработать общие подходы к совершенствованию инженерного образования». В основе этой реформы лежит отказ от бакалавриата и его «замена на подготовку специалистов с различными сроками обучения».

«Перестройка высшего инженерного образования – один из наиважнейших механизмов ускорения социально-экономического развития страны. Наша история знает примеры, когда эта задача была успешно решена, поэтому я не сомневаюсь в том, что нам с вами также удастся реализовать задуманное. Главное – найти баланс между фундаментальностью образования и возможностью прикладного применения полученных в процессе подготовки знаний и навыков», - сказал Валерий Фальков.

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Одним из способов, который позволит добиться этого, он назвал «гибкость сроков обучения в формате базового высшего образования». Что касается магистратуры, то, по мнению министра, она должна остаться лишь там, где для этого созданы условия. То есть, во-первых, нет дефицита компетентных преподавателей и учёных, а, во-вторых, сформирована соответствующая приборно-лабораторная база.

Владимир Литвиненко назвал «ненормальной» ситуацию, когда университеты не располагают лабораториями, необходимыми для научных экспериментов. И заявил, что одной из задач реформы должно стать создание условий, при которых студенты менее обеспеченных в материальном плане высших учебных заведений могли бы пользоваться лучшими площадками за счёт академического обмена с флагманами отечественной высшей школы. Горный, кстати, уже идёт по этому пути – в нынешнем году его руководство выделит молодым людям, обучающимся в региональных вузах, около тысячи грантов на стажировку в Петербурге.

Ректор напомнил, что далеко не все постулаты Болонского процесса несут негативный окрас. Эта система, например, позволила резко повысить число качественных, высокоцитируемых научных статей, авторами которых являются российские учёные. Тем не менее, она не учитывала многие наши реалии и в целом, конечно, пагубно сказалась на уровне подготовки кадров. Сегодня его необходимо срочно повышать, в том числе, за счёт унификации учебных планов.

«Общеобразовательные стандарты должны быть одинаковыми для всех университетов, вне зависимости от их направленности – медицинские, технические, аграрные… История России, политэкономика и ряд других дисциплин должны преподаваться по единым лекалам. То же самое относится к общеинженерному образованию. Это необходимо для того, чтобы после второго курса студент мог без проблем перевестись в другой вуз, например, поближе к дому, и спокойно продолжить обучение, не испытывая проблем из-за различий в требованиях со стороны педагогов. Третий блок должен объединять высшие учебные заведения по направлениям, которые также строят учебный процесс на основании унифицированных образовательных стандартов», - подчеркнул Литвиненко.

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Он напомнил, что российская экономика – индустриализационная, и на рынке труда востребованы, прежде всего, инженеры, способные быстро адаптироваться на реальном промышленном объекте. Именно поэтому обязательным условием со стороны работодателей стало увеличение сроков производственной практики минимум до полугода. Ещё одним предложением с их стороны стало принятие закона, который обязал бы выпускников, по крайней мере, в течение трёх лет после окончания альма-матер отработать на том или ином предприятии.

Затем, согласно этой инициативе, молодые инженеры должны будут пройти аттестацию, которую совместно проведут представители университета и компании. По её итогам, в случае успеха, они получат профессиональную аккредитацию и прибавку к окладу, минимум на 10%.

«Сегодня дефицит инженерных кадров на многих производствах доходит до 60%. Для того, чтобы его сократить, необходимы, в том числе, и финансовые стимулы, то есть рост заработной платы. На Дальнем Востоке, например, представители рабочих специальностей получают больше, чем инженеры, что негативно влияет на имидж профессии. Учитывая, что современные студенты не похожи на своих ровесников 40-летней давности – они в большей степени потребители, чем созидатели - такая ситуация представляется неприемлемой», - подчеркнул Владимир Литвиненко.

Шмелёва
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

По его мнению, изменить сложившееся положение дел, можно, в том числе, «за счёт постепенного сокращения числа бюджетных мест в вузах в 2-3 раза и формирования идеологии государственных образовательных грантов». Это позволит выявить наиболее мотивированных к работе в реальном секторе экономики молодых людей и создать основу для качественного роста кадрового резерва.

«Технологии и наука – двигатели прогресса. Но вывести их на новый уровень, создать предпосылки для поступательного развития отечественной экономики, возможно лишь в случае всеобщей мобилизации усилий, создания общественной мотивации, формирования единого подхода к решению многочисленных проблем, которые оставил нам Болонский процесс», - резюмировал ректор.

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Отметим, что общественно-профессиональное сообщество вузов «Недра» создано в 2020 году. Сегодня оно объединяет 110 университетов, чьи направления обучения связаны с подготовкой специалистов для минерально-сырьевого комплекса России. В основе коллаборации лежит необходимость объединения усилий высших учебных заведений для создания внутри страны единого образовательного пространства, развития академической мобильности и повышения за счёт этих механизмов качества российских выпускников.