Перейти к основному содержанию

Александр Яковенко: «Новые угрозы в развитии международной обстановки. За горизонтом будущего» Часть 2

Александр Яковенко
© Форпост Северо-Запад

Часть первая этой статьи была опубликована 27 мая 2023 года.

В обстановке неуклонного нарастания глобальных угроз, порождаемых политикой коллективного Запада, ключевое значение для российской внешней политики приобретает то обстоятельство, что страны Мирового большинства в целом не настроены на встраивание в американоцентричную схему управления мировой политикой. Они предпочитают занимать нейтральную позицию по навязываемой им повестке и развивать диалог с Москвой и Пекином, отталкиваясь от суверенного понимания национальных и региональных интересов и проблем.

В связи с этим, нельзя не отметить, что текущая ситуация подразумевает перспективу появления у России ряда возможностей по упрочению своих позиций на международной арене.

Во-первых, в условиях, когда США де-факто отказались от конструктивного продолжения работы над глобальными проектами, такими как противодействие изменению климата, укрепление режима контроля над вооружениями (в том числе в космосе и киберпространстве), поддержание продовольственной безопасности, урегулирование локальных конфликтов, Россия получает шанс на этом фоне реализовать свою исторически сложившуюся уникальную миссию по поддерживанию глобального баланса сил, тесно работая с глобальным Югом в области решения ключевых для него задач. Причем в действующей Концепции внешней политики Россия впервые определена как «самобытное государство, цивилизация, евразийская и евротихоокеанская держава», что служит важным шагом в деле культурно-цивилизационного самоопределения в порядке исторической преемственности и восстановления связи времен, разрыва с традицией европоцентризма и утверждение подлинно многовекторной внешней политики.

Москва
© Алексей Ларионов, unsplash.com

Во-вторых, ситуация вокруг СВО может способствовать долгосрочной консолидации российского общества, позволив форсировать переориентацию политики и экономики страны на Восток, с укреплением ценностного фундамента Российского государства, что позитивно скажется и на его международном позиционировании, включая ускоренное развитие сотрудничества с государствами-партнерами по БРИКС и ШОС.

В случае стабилизации (хотя бы относительной) международной обстановки и подтверждения базовых принципов международных отношений, базирующихся на полицентричности, справедливости, взаимном уважении и неделимости безопасности, развития, будут открыты новые возможности, которые обеспечат устойчивое развитие человечества.

Конечно, существенные вызовы международной и национальной безопасности России, связанные с гибридной войной коллективного Запада, преодолеть нелегко, это потребует времени и концентрации усилий. Линия Запада на уничтожение российской государственности через эскалацию украинского кризиса подчеркивает существенную деградацию западного внешнеполитического мышления. В условиях, когда США и их союзники переживают, с одной стороны, множественные внутренние кризисы, а с другой, испытывают растущее беспокойство в связи с неизбежностью утраты доминирующих позиций во многих сферах, увеличивается риск принятия коллективным Западом непродуманных, авантюрных решений, способных подвести мир к Третьей мировой войне.

В этой ситуации от России требуется высокий уровень выдержки и стратегического видения, что позволит избежать эмоциональной реакции на западные провокации и воспользоваться происходящими процессами для отстаивания национальных интересов стран Мирового большинства.

самолеты
© Ant Rozetsky, unsplash.com

Стратегическая цель России в этих условиях состоит в укреплении ее статуса в качестве политически суверенного и экономически независимого государства. Это предполагает, в первую очередь, комплексное обеспечение интересов безопасности страны, включая наличие адекватных вооруженных сил, имеющих глобальный диапазон применения и сохраняющих способность нанесения неприемлемого ущерба любому потенциальному противнику. Другим ключевым элементом становится наличие адекватной социально-экономической структуры в стране, основанной на производстве прорывных технологий и преодолении экспортно-ресурсной направленности экономики.

Ответом на западные санкции становится поворот России и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «на Восток» – к странам Азии. Главным приоритетом в условиях санкционной войны становится развитие российского и связанного с ним евразийского рынка. В складывающихся условиях стоит задача углубления региональной интеграции и создание с ее помощью обновленной архитектуры международных экономических отношений, в связи с чем инициатива России по формированию Большого Евразийского партнерства (БЕП), основанного на взаимовыгодном и взаимоуважительном сотрудничестве, как это неоднократно подчеркивал Президент России В. В. Путин, приобретает особое значение.

БЕП призвано стать гарантом стабильности и процветания на всем континенте Евразии при учете многообразия моделей развития, культур и традиций всех народов. Идею БЕП поддерживают главы государств и правительств стран ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и другие организации. В современных международных отношениях ресурсы региональных организаций создают серьезные возможности для развития политического и экономического взаимодействия даже в условиях санкций и торговых ограничений со стороны части мирового сообщества. Концепт Большого евразийского партнерства начинает обретать правовые, экономические и социальные формы.

чаепитие
© Oriento Gy, unsplash.com

Ядром формирования Большого Евразийского партнерства могут стать страны ЕАЭС, внутренний рынок которых охватывает экономическое пространство России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Киргизии и объединяет 184 миллиона человек. По экспертным оценкам, ЕАЭС занимает 2-е место в мире после ЕС по глубине экономической интеграции. Конечной целью данной стратегии является формирование ЕАЭС как одного из значимых центров развития современного мира.

Особое значение в рамках реализации концепции БЕП приобретает Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), крупнейшая в мире региональная организация, являющаяся важнейшим институтом международного сотрудничества на евразийском пространстве. ШОС объединила огромное географическое пространство и больше половины населения нашей планеты. Залог международно-правовой привлекательности ШОС – ее внеблоковый статус, открытость, ненаправленность против третьих стран или международных организаций, равноправие и уважение суверенитета всех участников, отказ от вмешательства во внутренние дела, недопущение политического противостояния и конфронтационного соперничества.

Страны ШОС также высказались за избавление от долларовой зависимости в торговых отношениях и приняли «дорожную карту» по постепенному увеличению доли национальных валют во взаимных расчетах. На фоне антироссийских санкций активно стала меняться структура глобального энергетического рынка. Взаимовыгодное сотрудничество ШОС в сфере энергетики имеет большой потенциал и широкие перспективы, потому что в ШОС есть и поставщики, и потребители энергии, есть страны-экспортеры и страны-импортеры энергоносителей. Главными задачами этой организации становятся формирование транспортной взаимосвязанности между ее членами, а также энергетическая, продовольственная и экологическая безопасность, инновации, цифровая трансформация и зеленая экономика. Гарантией устойчивости ШОС является всеохватывающее стратегическое партнерство двух крупных и влиятельных мировых держав – России и Китая, а также участие в ней Индии, Пакистана и Ирана.

Таким образом, на пространстве Евразии формируется новый мировой центр готовый проводить независимую внешнюю политику и реализовывать свои экономические интересы. Вместе с тем нельзя не учитывать то обстоятельство, что достижение данной цели будет сталкиваться со значительными трудностями геополитического и геоэкономического характера, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Коллективный Запад в лице США и ЕС крайне негативно воспринимает любые интеграционные проекты на евразийском пространстве без своего участия. Тем не менее, интеграционные процессы на евразийском пространстве набирают динамику, поскольку отвечают общей тенденции регионализации, формирования макрорегионов в глобальной экономике.

Ректор Дипломатической академии МИД России,
чрезвычайный и полномочный посол РФ в Великобритании (2011-2019) Александр Яковенко.