Перейти к основному содержанию

Ректор Университета Сан-Андрес: Нам интересен опыт российского инженерного образования и всё многообразие вашей культуры

ректор Боливия
© Форпост Северо-Запад

Тринадцатиэтажный главный корпус Университета Сан-Андрес жители Ла-Паса называют моноблоком. Это первый «небоскрёб» неофициальной столицы Боливии. Он построен в 1947 году под влиянием доколумбовой архитектуры Южной Америки. Сегодня его эстетика вполне соответствует курсу страны на суверенитет и социальное государство.

В рейтинге Webometrics от испанского Национального исследовательского совета (CSIC) университет занимает среди боливийских вузов первую строчку. Здесь около 80 тысяч студентов, богатейшая библиотека и репутация альма-матер для нескольких президентов страны.

Ректор Университета Сан-Андреса Оскар Хередиа Варгас стал одним из почётных гостей на церемонии открытия ХIX Международного форума-конкурса студентов и молодых учёных «Актуальные проблемы недропользования», который Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II традиционно проводит в своих стенах под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. В своём интервью «Форпосту» ректор рассказал о вузовской системе Боливии и планах сотрудничества со старейшим техническим вузом России.

Университет Сан-Андреас
© umsa.bo

– Какова предыстория вашего визита в Петербург?

– Всё началось с предложения представителя Горного университета в Латинской Америке обсудить перспективы сотрудничества между двумя вузами. Мы охотно приняли это предложение и провели осенью прошлого года онлайн-видеоконференцию с сотрудниками международного управления Горного. Петербургские коллеги тогда готовились к проведению крупного международного форума «Природопользование и сохранение всемирного природного наследия». В начале декабря 2022 года на него съехались учёные Вьетнама, Китая, Лаоса, Индии, Ирана, Нигерии. Участвовали и несколько наших профессоров. Я, к сожалению, тогда не смог выбраться в Россию. Коллеги рассказали – насколько высок был уровень проведения мероприятия, и стало понятно, что непременно нужно приехать самому.

Встречи с российскими учёными на площадке нынешнего форума «Актуальные проблемы недропользования» не оставляют сомнений в перспективности сотрудничества. Совместные проекты с Горным университетом, несомненно, будут стратегически полезны для обеих сторон.

ректор Боливия
© Форпост Северо-Запад

– Вы уже очертили для себя основные направления партнёрства?

– Да, для нас весьма актуальны проекты в сфере студенческой мобильности. В нашем университете студенты оканчивают лицензиатуру. Продолжительность обучения составляет 4-6 лет. За этот период студенты получают достаточно глубокие знания, однако в нашем университете отсутствуют программы магистратуры и аспирантуры. Мы заинтересованы, чтобы наши лицензиаты продолжили образование в Петербурге.

Один такой аспирант среди наших выпускников уже есть – Эди Юхра. Он поступал в Горный по собственной инициативе, уже получил у вас диплом магистра и проходит первый год аспирантуры. Мы сегодня здесь, чтобы подобное стало обычной практикой, и готовы в свою очередь открыть двери Университета Сан-Андрес для петербургских студентов.

Студенческий обмен особенно актуален для трёх наших факультетов: геологического, инженерного и технологического. Хотя я уверен, что двухстороннее сотрудничество пойдёт на пользу всем факультетам. Так что надеюсь на достаточно массовые контакты. А для снятия языкового барьера мы планируем начать в наших стенах преподавание русского языка.

Мы собираемся также организовать повышение квалификации доцентов и профессоров Университета Сан-Андреса в Петербурге, обеспечить постоянные контакты между научными центрами двух вузов. Горный университет в науке и образовании работает с полным циклом компетенций минерально-сырьевого комплекса – от геологоразведки до добычи и переработки полезных ископаемых. Всё это для нас очень полезно.

В частности, заинтересовал ваш опыт по созданию центров компетенций с ведущими поставщиками техники и оборудования для горного дела, такими как БЕЛАЗ и Caterpillar. При вашей поддержке мы хотели бы и у себя создать нечто подобное.

Ла-Пас
© Snowscat AhAHZzVEEjo, unsplash.com

– Вы упомянули о 4-6 годах лицензиатуры. Большинство европейских университетов предлагают программы бакалавриата продолжительностью 4 года, то есть вы, как и Россия сегодня, не ориентируетесь на Старый Свет?

– Бакалавриат – специфика Болонской системы, которая разрабатывалась применительно к университетам Европы. Для Боливии актуальны образовательные стандарты, предусмотренные соглашением Меркосур [страна находится на финальной стадии подготовки к вступлению в это экономическое объединение ведущих государств Латинской Америки]. Там есть определённое сходство с европейской системой, но не более. Например, в целях обеспечения непрерывности образования вузы стран-участниц соглашения признают сертификаты друг друга о прохождении тех или иных образовательных курсов. Это перекликается с европейской системой перезачёта академических часов, так называемыми кредитами.

– Если взглянуть за рамки исключительно университетского сотрудничества, то в чем, на ваш взгляд, Боливия и Россия могли бы быть интересны друг другу?

– Для нас ценно прикоснуться к своеобразию российской культуры во всей её многогранности. Со времён СССР у вас накоплен огромный опыт государственного строительства. Как известно, Боливия уже 14 лет движется социалистическим курсом [в 2009 году был подписан декрет президента Эво Моралеса, лидера «Движения за социализм», по которому страна получила официальное название «Многонациональное государство Боливия» и начала соответствующие экономические реформы; нынешний президент Луис Арсе, выпускник Университета Сан-Андрес, является членом той же партии]. Помимо сугубо профессиональных преимуществ образовательного опыта в первом техническом вузе России для наших студентов было бы ценно знакомство с российской историей и различными концепциями построения суверенной экономики.

Университет Сан-Андреса считает своим кредо академическую свободу и автономию. В наших аудиториях уживаются самые разные воззрения левого спектра: ленинизм, троцкизм, сталинизм, маоизм. Приветствуется свободная дискуссия. В этом смысле нет никаких ограничений, в том числе, скажем, и на либеральные идеи. Преподаватели не стеснены в своих политических и экономических предпочтениях, и это только на пользу качеству образования.