Перейти к основному содержанию

Владимир Литвиненко раскрыл детали реформы высшего образования

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

В мае 2023 года Владимир Путин подписал указ о совершенствовании системы высшего образования. Этот документ положил начало реформе, призванной вывести процесс подготовки кадров на качественно более высокий уровень и увеличить в стране число компетентных инженеров, что необходимо для устойчивого развития отечественной экономики. Одним из шести участников пилотного проекта, которые уже начали претворять в жизнь инициативу Президента России, стал Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II. «Форпост» попросил ректора вуза Владимира Литвиненко прояснить суть происходящих изменений и рассказать о причинах, которые привели к отказу от западных стандартов обучения.

- Владимир Стефанович, почему сегодня так важно трансформировать высшую школу?

Владимир Литвиненко: В ХХI веке наличие эффективной системы высшего образования приобретает всё более важное значение для экономической устойчивости любого государства, но, прежде всего, для стран с низким и средним уровнем ВВП. Искусственный интеллект, глобализация, неолиберальные торговые отношения, ускоряющийся технологический прогресс и другие вызовы современности формируют большие неопределенности на рынках труда. Это значит, что университеты должны диверсифицировать свои учебные программы таким образом, чтобы они отвечали различным запросам общества.

Что касается технических вузов, то мы должны разработать единый подход к подготовке инженеров, который соответствовал бы, как потребностям рынка труда, так и решению государственных задач. Для этого нам необходимо, прежде всего, создать конкурентную среду, базирующуюся на равном доступе к освоению тех или иных дисциплин для каждого члена социума. Это позволит повысить доверие к высшей школе, вернёт ей статус общедоступного социального лифта.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад
Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Выпускники специалитета пользуются спросом со стороны работодателей, при этом их труд хорошо оплачивается. В то же самое время минерально-сырьевой комплекс испытывает очевидный кадровый голод, и это, вне всяких сомнений, - один из основных факторов, тормозящих социально-экономическое развитие России. Решение нашего Президента о необходимости совершенствования системы высшего образования нацелено на устранение этого парадокса. Именно поэтому я считаю его крайне актуальным и своевременным.

- Какие конкретно изменения произойдут в Горном университете в связи с тем, что он принимает участие в пилотном проекте?

Владимир Литвиненко: Очевидно, что срок подготовки инженеров должен быть увеличен до 5,5 и 6 лет. При этом мы должны заниматься не только обучением специалистов, стремящихся к профессиональной самореализации, что само по себе, конечно, очень важно, но также воспитанием духовно развитых личностей. Людей, которые в меньшей степени являются потребителями, а в большей – созидателями, ощущающими персональную ответственность за судьбу Родины, её процветание и благополучие.

Новая структура высшего технического образования предполагает создание трёх модулей. Первый из них – базовый, это единое для всех «ядро» высшего инженерного образования, освоение которого займёт три семестра. Оно включает в себя изучение общеобразовательных и общетехнических дисциплин, например, сопромата, а также знакомство с базовыми научными компетенциями. То есть правилами цитирования, методологией проведения экспериментов, оборудованием, которое необходимо для достижения достоверного результата и так далее. Это крайне важно, поскольку сейчас многие студенты, да и не только они, перестали отличать истину от мнения. Понятно, что у каждого из нас есть свои взгляды на процессы, происходящие вокруг, но, тем не менее, в основе любых трактовок всегда должны лежать фундаментальные знания, а не предположения.

Допустим, для того, чтобы профессионально рассуждать о перспективах использования водорода в качестве энергоресурса, необходимо знать температуру его горения и сжижения, плотность вырабатываемой им энергии, понимать, что происходит при контакте самого лёгкого в природе газа с кислородом. Не менее важна информация об экономической составляющей, а также о технологической цепочке, задействованной в процессе его получения, транспортировки и использования. Только после этого можно делать какие-то далеко идущие выводы, хотя сегодня почему-то многие делают их, не обладая сведениями о предмете дискуссии в целом.

ядро
© Санкт-Петербургский горный университет
ядро
© Санкт-Петербургский горный университет
картинка
© Санкт-Петербургский горный университет

Второй образовательный модуль предполагает освоение дисциплин укрупнённого направления подготовки и специализированных предметов. То есть, если взять в качестве примера буровиков, то они, начиная с четвёртого семестра, приступают и к подготовке по общим для всего нефтегазового факультета наукам, допустим, к изучению технологий бурения нефтяных и газовых скважин, и к узконаправленным. Таким, как «Монтаж и эксплуатация бурового оборудования».

Получение знаний по общеобразовательным и общеинженерным дисциплинам к этому моменту уже завершается, но гуманитарные предметы и базовые научные компетенции в учебные планы по-прежнему входят. Кстати, в нынешнем году мы включили в укрупнённое направление подготовки «Нефтегазовое дело» четвёртую специализацию - «Машинное оборудование». В связи с высоким процентом импортных технологий, использующихся в отрасли, и необходимостью создания отечественных аналогов, инженеры этого профиля крайне востребованы рынком труда.

Со второго по шестой курс студенты также должны получить не менее восьми дополнительных профессиональных компетенций. Это необходимо для того, чтобы выпускник имел возможность, как можно быстрее стать полноценным членом трудового коллектива. Очевидно, что если горняк или геолог обладает навыками в цифровой сфере, в области экономики или владеет рабочими профессиями, то его адаптация на производстве займёт гораздо меньше времени, а значит, он будет более востребован на рынке труда.

Саблино
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
Саблино
© Форпост Северо-Запад

Если говорить о рабочих специальностях, то, скажем, на одной из наших учебных баз в Саблино можно получить сертификат об освоении таких программ дополнительной профессиональной подготовки, как оператор нефти и газа, помощник бурильщика, машинист буровой установки, лаборант-коллектор. Условия для этого созданы, там, в частности, стоит и буровая вышка, и станок-качалка, и стенды, имитирующие работу оператора месторождения. То есть молодые люди имеют возможность не только увидеть оборудование, на котором им впоследствии придётся работать, но также принять участие в производственных процессах и освоить соответствующие компетенции.

В сфере IT мы предлагаем студентам овладеть знаниями и навыками в области численного моделирования нефтегазовых конструкций и оборудования с применением программного комплекса ANSYS, пройти базовый курс имитационного моделирования средствами AnyLogic, изучить основы геологического моделирования на платформе Petrel. Всего сейчас подготовлено более 80 программ и их число обязательно возрастёт.

- Одна из наиболее серьёзных претензий к выпускникам бакалавриата со стороны работодателей – это недостаток практических навыков, что затрудняет адаптацию молодых сотрудников на предприятии. Увеличится ли в новых образовательных программах время, отведённое на производственные практики?

Владимир Литвиненко: Да, конечно. Сроки получения учебно-производственных навыков, опыта работы по специальности в общей сложности должны составлять не менее 36 недель. На первом курсе все студенты, как и сейчас, будут проходить учебно-ознакомительную практику, которая, по сути, представляет собой экскурсию. То есть руками никто из ребят ничего не трогает, а лишь слушает инструктора, который подробно рассказывает об оборудовании и технологических процессах.

Саблинские пещеры
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Локации для проведения таких практик выбираются в зависимости от направлений подготовки будущих инженеров. Например, экологи выезжают к водоёмам города и области, наблюдают за тем, как их преподаватели отбирают там пробы воды, донных отложений, воздуха, затем учатся проводить их анализ в лабораторных условиях. Геологи отправляются, например, в Саблинские пещеры, поскольку там можно наблюдать многообразные геологические процессы и явления. Представители нефтегазового факультета, в основном, проходят практику по соседству - на полигоне Горного университета, о котором я рассказывал выше. Но некоторые из них уже на первом курсе знакомится со своей будущей профессией на площадках наших партнёрских предприятий. Это, в частности, Гатчинское подземное хранилище газа и завод «Измерон». Строители спускаются в туннели метрополитена, где идёт проходка, горняков принимает Выборгское карьероуправление и так далее.

В конце второго курса предусмотрена учебно-технологическая практика, в рамках которой ребятам демонстрируют производственные процессы, рассказывают о принципах их организации и в той или иной степени привлекают к участию в них. То есть дают возможность совершить определённые операции самостоятельно. Наша задача – создать условия, чтобы итогом этой работы стало обязательное получение студентами рабочей профессии. Для этого мы создаём в коллаборации с ведущими российскими компаниями до шести учебно-производственных площадок по различным направлениям подготовки, где молодёжь будет получать все необходимые компетенции. Время на их освоение необходимо увеличить до полутора месяцев.

Производственные практики, как и сейчас, будут начинаться на третьем курсе. Больших изменений здесь не произойдёт, наши ребята продолжат проходить их на партнёрских предприятиях. Это могут быть, как выезды «в поля», например, в Ямало-Ненецкий автономный округ, где расположены месторождения, эксплуатацией которых занимаются дочерние структуры «Газпрома», так и гораздо более близкие локации. Допустим, студенты, обучающиеся по специальности «Транспорт и хранение нефти и газа», нередко остаются в Петербурге для того, чтобы получить навыки, необходимые для их дальнейшей карьеры, на объектах «Газпром межрегионгаза» или «Газпром трансгаза». Там созданы для этого все необходимые условия. Среди наших партнёров также такие флагманы, как Русская медная компания, «Титан», СИБУР, БелАз и многие другие.

БЕЛАЗ
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Учебные планы бакалавриата написаны таким образом, что практика, которая проходит по окончанию третьего курса в течение трёх, максимум – четырёх недель, - это единственная возможность для будущего инженера ознакомиться с производством. Понятно, что подавляющее большинство работодателей не хотят рисковать и не позволяют неопытным студентам участвовать в производственных процессах. Зачастую это вызвано и тем, что в штате предприятия попросту нет человека, который мог бы взять на себя функции наставника, поскольку перед сотрудниками, само собой, стоят определённые задачи, и у них объективно нет столько времени, чтобы всерьёз заниматься стажёрами. В связи с этим их практика нередко превращается почти в такую же экскурсию, как и на первом курсе, только более длительную. В итоге выпускники бакалавриата не получают вообще никаких компетенций, они лишь визуально знакомятся со своим потенциальным местом работы.

Так вот, новая структура системы высшего образования предусматривает ряд решений, нацеленных на изменение такого положения дел. Во-первых, как я уже говорил, после второго курса ребята должны будут получить сертификат о наличии рабочей профессии. То есть на предприятие они априори придут уже гораздо более подготовленными, чем сейчас. Во-вторых, в Горном университете появится несколько новых структурных подразделений, в частности, кафедра, которая займётся организацией производственных практик. В её штате будут работать несколько наших сотрудников, а также представители компаний-партнёров, делегированных в качестве наставников. Кроме того, на четвёртом и пятом курсах студенты также будут выезжать «в поля», что позволит им закрепить полученные навыки и после выпуска представлять собой компетентных молодых специалистов.

Нынешний год должен стать последним, когда мы принимаем абитуриентов на программы бакалавриата. Система подготовки тех ребят, которые поступят в Горный университет на направления обучения сроком 4 года, будет аналогична модели, о которой я сказал выше. Они, в частности, пройдут через «ядро» высшего образования, но после четвёртого курса вместо прохождения практики будут иметь возможность защитить выпускной проект и получить диплом. Это касается, в том числе и иностранных граждан. Тем, кто не воспользуется этим правом и продолжит получать инженерное образование, а я уверен, что такой выбор сделает подавляющее большинство студентов, никакого проекта защищать не потребуется, выпускную работу они напишут на шестом курсе.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

- Вы уверены, что подавляющее большинство ребят действительно предпочтут учиться ещё полтора или два года?

Владимир Литвиненко: Диплом бакалавра и сейчас не представляет большой ценности на рынке труда, а после того, как число компетентных молодых инженеров в стране станет значительно больше, и вовсе утратит какую-либо значимость в глазах работодателей, представляющих реальный сектор экономики. Я думаю, и сами студенты должны понимать, и родители им должны объяснить, что карьерные перспективы во многом зависят от успешного старта. А он будет возможен исключительно при наличии полноценного инженерного образования.

Трансформация высшей технической школы, само собой, отвечает не только интересам выпускников, которые, в частности, смогут рассчитывать на более интенсивное продвижение по карьерной лестнице. Она, в первую очередь, необходима отечественной экономике, устойчивость которой во многом зависит от качественного и количественного роста инженерных кадров. Решение этой, без преувеличения государственной задачи станет надёжной опорой для дальнейшего увеличения ВВП страны и повышения уровня жизни всех россиян.

- Раньше магистратура представляла собой второй уровень высшего образования. А какие задачи стоят перед этим институтом теперь?

Владимир Литвиненко: Магистратура – это специальное образовательное направление, которое должно реализовываться только в тех университетских учреждениях, где создана современная научная и образовательная среда. Задача – подготовка специалистов, уже получивших базовое высшее образование, по учебным программам, которые позволят освоить новую профессиональную квалификацию. Это может быть актуально либо в целях формирования новых знаний для прогресса, либо для изучения более сложных технологий.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Учебная программа будет предусматривать преподавание специальных дисциплин на уровне высших достижений современных знаний. В том числе, изучение современных методов и средств научного анализа, позволяющих выпускнику понимать динамику экономики, осваивать новые технологии, а также развивать свою способность к критическому мышлению.