
Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев в ходе своего недавнего визита в Санкт-Петербургский горный университет императрицы Екатерины II рассказал, что 95% первокурсников здесь уже обучаются по новым учебным программам сроком 5,5 лет, то есть не являются студентами бакалавриата. Он подчеркнул, что столь оперативной трансформацией процесса подготовки кадров сегодня не может похвастать ни одно отечественное высшее учебное заведение. «Форпост» решил выяснить, о каких конкретно изменениях идёт речь, и обратился за разъяснениями к профессорско-преподавательскому составу вуза.
Заведующий кафедрой истории Сергей Рудник говорит, что двухуровневая система, навязанная нам извне 20 лет назад, не способствует решению задач, стоящих перед Россией. Более того, именно её внедрение в нашей стране и привело к возникновению серьёзного дефицита инженеров на производстве, достигшего сегодня угрожающих государству масштабов.
По сути, мы имеем дело с парадоксом: индустриальная держава модифицировала свою высшую школу таким образом, что число молодых дипломированных специалистов стало заметно меньше, чем спрос на них со стороны промышленных предприятий. Зато поставила на поток выпуск бакалавров, совершенно не востребованных в реальном секторе экономики и зачастую не имеющих возможности «доучиться» в магистратуре. Ведь бюджетных мест там выделяется значительно меньше, да и поступают туда, в основном, те, кто планируют стать учёными или преподавателями.
«Очевидно, что 4 года – недостаточный срок для подготовки квалифицированных инженеров, но это далеко не единственный минус Болонского процесса. Традиционно российское и советское высшее техническое образование было нацелено на то, чтобы из стен институтов и университетов выходили люди, способные нешаблонно мыслить, обладающие философским складом ума, а также фундаментальными знаниями. Это не только расширяло их кругозор, но и позволяло в случае необходимости найти применение своим компетенциям в смежных отраслях», - отметил Сергей Рудник.
Возврат к прежней фундаментальной модели подготовки студентов – одна из приоритетных задач пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования в нашей стране. С этой целью в учебные планы Санкт-Петербургского горного университета были внесены существенные изменения. Так, начиная с этого года, все первокурсники, вне зависимости от своей специализации, в течение первых трёх семестров осваивают абсолютно одинаковые предметы. Это не только позволит привести к единому знаменателю уровень знаний вчерашних школьников, зачастую весьма разношёрстный, но и заложит ту самую базу, которой когда-то славились отечественные вузы.
В острой необходимости таких преобразований полностью уверен и заведующий кафедрой высшей математики Александр Господариков. Он всегда был в числе критиков внедрения бакалавриата, поскольку на собственном опыте знает, что освоить узкоспециализированные дисциплины без фундаментальной подготовки практически невозможно. Они требуют знания высшей математики, физики, химии, механики, в том числе, сопромата, ряда других предметов.
«Полностью разделяю идеи, заложенные в основу этого пилотного проекта, поскольку для меня очевидно: их воплощение в жизнь позволит оптимизировать процесс подготовки кадров. Я по образованию математик-механик, после окончания вуза 10 лет работал инженером на Ижорском заводе, в отделе прочности и, заверяю вас, без базовых знаний делать там мне было бы абсолютно нечего. Но ещё больше в необходимости их получения я убедился чуть позже, когда пришёл в Горный университет. Здесь я начал заниматься механикой горных пород, это направление хоть и было для меня смежным, но всё же требовало несколько иных компетенций. Оперативно получить их и сравнительно легко переориентироваться мне удалось именно потому, что я обладал фундаментальными знаниями в этой области», - рассказал Александр Господариков.
Ещё одним плюсом введения обязательного для всех «ядра высшего образования», которое включает в себя изучение и общетехнических, и гуманитарных предметов, является рост академической мобильности. Не секрет, что именно такая задача, по крайней мере, официально, стояла перед Болонским процессом – обеспечить в случае необходимости возможность беспрепятственного перехода студентов из вуза в вуз и с одного направления подготовки на другое. Реализована она, правда, так и не была, но потребность в её решении никуда не исчезла.
«Конечно, в этом есть рациональное зерно. Очевидно, что ребята за полтора года смогут лучше осмыслить, действительно ли они сделали правильный выбор и поступили именно туда, куда хотели. Возможно, кто-то поймёт, что ошибся. В таком случае, учитывая, что все изучаемые дисциплины были одинаковыми, он без проблем сможет перевестись на другую специальность. Это право будет предоставлено тем студентам, которые отличаются хорошей успеваемостью, исправно посещают занятия, участвуют в общественной работе или спортивной жизни университета. Кстати, наличие такой возможности стало дополнительным стимулом к учёбе, к получению знаний. Я думаю, что грядущая сессия наглядно продемонстрирует, что наши первокурсники более мотивированы, чем их предшественники, а значит и более конкурентоспособны, что обязательно пригодится им в будущем», - уверен Сергей Рудник.
Ещё одним позитивным фактором он считает увеличение часов на изучение истории, поскольку «тех знаний, которые ребята получают в школах, очевидно, недостаточно», а также появление нового предмета - «Основы российской государственности. Непосредственно эти два новшества введены во всех российских вузах, но они чётко укладываются в рамки пилотного проекта, который реализуется в Санкт-Петербургском горном университете, а через два с половиной года также будет масштабирован на всю страну.
«К нам приходят ребята, которые в старших классах сознательно готовились к поступлению в технические вузы. А значит, как минимум, последний год их натаскивали на ЕГЭ по физике, химии, математике, а история отходила на второй план, они её учили плохо. Самое печальное, что речь идёт о ХХ веке, многие события которого сегодня пытаются фальсифицировать или интерпретировать таким образом, чтобы роль СССР и России была нивелирована. Учитывая, что корни многих современных конфликтов тянутся именно оттуда, многие молодые люди попросту не могут осознать их причинно-следственные связи. Более того, они зачастую даже не имеют твёрдых представлений о том, что происходит в мире. Мы исправляем эти пробелы. Это очень важно, поскольку изучение истории само по себе несёт огромную воспитательную функцию», - говорит Сергей Рудник.
Само собой, воспитательная работа этим не ограничивается. Часть преподавателей института базового инженерного образования, куда в этом году были зачислены все первокурсники, вне зависимости от их специализации, назначена кураторами групп. Им, в частности, поручено в случае необходимости оказывать новичкам помощь в решении тех или иных, в том числе, бытовых проблем.
«Конечно, мы и раньше делали всё возможное для того, чтобы наши студенты могли как можно быстрее адаптироваться к новой для себя среде, ведь от этого зависит, в том числе, и их успеваемость. Но, начиная с нынешнего года, начали вести более целенаправленную работу. Она заключается не в гиперопеке, а в культивации определённых ценностных ориентиров, таких, например, как стремление к созиданию, а не к бездумному потреблению. Очень важно также иногда напоминать ребятам о том, что помимо прав у них, как и у любого другого гражданина, есть ещё и определённые обязанности. Очевидно, что наша промышленность сегодня остро нуждается в притоке молодых специалистов, это одна из краеугольных задач, стоящих перед государством. И решать её мы должны сообща. Университет – за счёт создания комфортабельной образовательной среды, а обучающиеся – за счёт усердия, стремления к знаниям и нацеленности строить свою карьеру в реальном секторе экономики», - полагает заведующий кафедрой информационных систем и вычислительной техники Евгений Мазаков.
Ещё одним несомненным плюсом пилотного проекта он считает увеличение сроков обучения. За полтора «дополнительных» года, которых будут лишены бакалавры, багаж знаний студентов специалитета существенно пополнится, что станет их несомненным преимуществом на рынке труда.
«На 5 и 6 курсах предусмотрено в среднем около 15 специальных и узкоспециальных дисциплин, которые не включены в четырёхлетние учебные планы. Если на каждую из них приходится по 2-3 компетенции, то наши первокурсники к моменту вручения им дипломов о высшем образовании получат на 35-40 компетенций больше, чем бакалавры. То есть, образно выражаясь, мы не только дадим им в руки удочку, но также научим, как ловить рыбу и зарабатывать деньги. Если конкретизировать, то речь идёт об освоении облачных и нейросетевых технологий, изучении возможностей, которые открывает искусственный интеллект, и так далее», - говорит Евгений Мазаков.
Как бы ни хотели преподаватели, «втиснуть» все необходимые современному инженеру знания и навыки в узкие рамки бакалавриата, совершенно точно не получится. Какими-то из них в любом случае приходится жертвовать. Причём, такая ситуация характерна практически для всех направлений, в том числе, и для одного из наиболее популярных – нефтегазового дела. При изучении перечня предметов, которые отсутствуют в программах, рассчитанных на 4 года, становится вообще не понятно, каким образом студенты, обучающиеся по лекалам Болонского процесса, смогут в обозримом будущем выдерживать конкуренцию за места во флагманских отечественных компаниях.
«Учебные планы специалитета на нашем факультете предусматривают, например, изучение таких дисциплин, как получение, транспортировка и хранение СПГ или дистанционное управление интеллектуальным месторождением. Студенты кафедры бурения скважин получают углублённые знания в области физики и химии буровых растворов. Сегодня подобные компетенции крайне востребованы у работодателей, но бакалавры получить их совершенно точно не успевают», - пояснил доцент кафедры транспорта и хранения нефти и газа Горного университета Алексей Шалыгин.
Не успевают они обрести и необходимые будущему инженеру навыки, поскольку проходят производственную практику лишь один раз – по окончанию третьего курса. Через год после этого они отправятся писать дипломную работу, а их сверстники со специалитета в это время в очередной раз поедут «в поля» - закреплять полученный ранее опыт. Ещё одна стажировка на предприятии или месторождении, в ходе которой можно окончательно определиться со своим будущим работодателем, пройдёт после пятого курса.
«Некоторые студенты попросту боятся на первых порах подходить к нефтегазовому оборудованию. То есть на стендах они работают нормально, но как только попадают в реальные условия, у них начинается мандраж, связанный с опасением сделать что-то не так. Ничего страшного в этом нет, со временем они привыкнут. Но проблема в том, что у бакалавров-то как раз этого времени и нет. Всего лишь одной производственной практики, конечно же, недостаточно. Поэтому решение об увеличении её сроков в общей сложности до 10 месяцев - абсолютно правильное, оно позволит молодым людям получить все необходимые для дальнейшей самореализации навыки, - уверен Алексей Шалыгин.
Александр Господариков делает акцент на ещё одном, не менее важном аспекте пилотного проекта – необходимости получать дополнительные профессиональные компетенции, то есть посещать обязательные факультативы на выбор. Всего в университете создано более 260 различных программ в сфере экономики, IT, менеджмента, риторики, психологии, деловой коммуникации и так далее.
«В том случае, если выпускающие кафедры и сами студенты смогут рационально подойти к выбору конкретных курсов, то это, вне всяких сомнений, станет их дополнительным конкурентным преимуществом. В том числе и при подготовке дипломной работы. Мы готовы работать над формированием дополнительных компетенций, причём индивидуальных для каждой конкретной специальности. У инженеров-электриков они могут быть связаны с операционным исчислением или теорией функций комплексной переменной. У геофизиков - со специальными функциями, у буровиков – с вариационным исчислением. Это важно, ведь прежде чем заняться моделированием, студент должен, как минимум, понимать, какие исходные данные он должен заложить, и уметь интерпретировать полученные результаты», - сказал Александр Господариков.
Резюмируя всё вышесказанное, можно отметить, что работа по совершенствованию подготовки кадров, которую ведёт сегодня Горный университет, ставит своей задачей интеграцию наилучших современных стандартов и методик, а также элементов советской высшей школы. Её цель – найти оптимальное для молодых российских инженеров сочетание фундаментальных и специализированных знаний, практических навыков и дополнительных компетенций.
Предварительные итоги этого пилотного проекта будут подведены через два с половиной года. Все лучшие идеи и решения, найденные и реализованные в его рамках, лягут в основу новой, наиболее подходящей для нашей страны системы высшего технического образования.