
Старейший технический вуз России стал первым высшим учебным заведением в нашей стране, где началась реализация пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования, который был инициирован Президентом Владимиром Путиным. Основная цель трансформации учебных планов – уйти от выпуска бакалавров и сосредоточить усилия на подготовке молодых специалистов, крайне востребованных в реальном секторе отечественной экономики.
Не менее актуальная задача - вывести на новый уровень подготовку научно-педагогических кадров. То есть молодых людей, которые стремятся к профессиональной самореализации в качестве исследователей или учителей высшей категории. Для её эффективной реализации в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II в нынешнем году был создан Институт специализированного и профессионального образования. Эта структура призвана обеспечить безболезненную адаптацию выпускников магистратуры или специалитета в аспирантуре.
«Гарантом устойчивости социально-экономического развития любой страны является её способность создать условия для преемственности поколений на производстве, а также в науке и преподавательской деятельности. Те вызовы, которые стоят сегодня перед Россией ясно дали понять: для сохранения и укрепления суверенитета нашего государства необходимо на постоянной основе работать над повышением эффективности стратегических технологий, созданием прорывных инноваций, формированием пула компетентных молодых инженеров. Успех этой миссии напрямую зависит от наличия плеяды компетентных учёных и педагогов по конкретным модулям дисциплин», - пояснил актуальность произошедших изменений ректор Горного университета Владимир Литвиненко.
Многие идеи, которые легли в основу нынешней концепции, были сформулированы ещё до пандемии коронавируса. В их числе, например, решение о необходимости защищать диссертацию в срок обучения. Как известно, долгие годы это условие почему-то не было обязательным для окончания аспирантуры, и многие молодые люди отказывались писать кандидатскую, предпочитая идти более лёгким жизненным путём.
Очевидно, что подобный выбор снижал уровень их компетенций, не давал в полной мере раскрыть свой потенциал и, как следствие, негативным образом влиял на решение наиважнейшей государственной задачи. Но, вероятно, в этом и заключался смысл той трансформации стандартов образования, которую навязал нам Запад после распада Советского Союза.
В Горном университете всегда стремилось создать среду, в которой можно вырастить сильных учёных и преподавателей – настоящую интеллектуальную элиту страны – и, по мере возможностей, внедряли в учебные планы прогрессивные методики. Теперь же, благодаря решению Президента, в вузе разработана и утверждена единая унифицированная стратегия, которая сейчас и претворяется в жизнь. От результатов этой работы, без всякого преувеличения, зависит дальнейший тренд развития всей системы подготовки кадров высшей квалификации в России. Ведь через два с половиной года этот опыт должен быть распространён на территорию всей страны.
А что думают о модернизации аспирантуры в молодёжной среде? Готовы ли юноши и девушки, мечтающие о научной или педагогической карьере, выполнять те требования, которые предъявляются к ним сейчас в Горном университете? И какие изменения, произошедшие в учебных планах, они считают для себя наиболее полезными?
По мнению Екатерины Лушиной, которая учится на первом курсе по специальности «Обогащение полезных ископаемых», очень важным нововведением последних лет, изначально представлявшим собой факультатив, но теперь вошедшим в обязательную программу, стала базовая научная компетенция «История и философия науки». Знакомство с ней начинается ещё в магистратуре или на старших курсах специалитета. А в ходе первого семестра аспирантуры, интенсивность освоения этой программы резко возрастает.
В неё входят такие дисциплины, как «Методика эксперимента», «Качество и достоверность исследования», «Методы и средства научного анализа», «Оценка неопределенности и упрощений в исследованиях», «Патентоведение» и ряд других. Общая продолжительность теоретических занятий - свыше тысячи зачётных часов.
«На начальном этапе становления в качестве учёного очень важно сформировать понимание методологий исследования, то есть способов проведения изысканий, подходов к порядку их планирования и организации. Не менее важно научиться находить и анализировать публикации отечественных и зарубежных авторов по теме своих научных интересов, приобрести компетенции в области создания собственных статей по итогам результатов лабораторных экспериментов. Это фундамент, без которого невозможно двигаться дальше. Ещё один плюс – углублённое изучение иностранных языков. Я, например, выбрала китайский», - говорит Екатерина Лушина.
Она уточнила, что в конце первого семестра ей, как и всем её коллегам, предстоит пройти аттестацию на Научном Совете, что позволит получить статус «Аспиранта-исследователя». Затем она приступит к разработке методологии своих будущих изысканий, а также выполнению теоретических и лабораторных исследований, которые длятся вплоть до 5 семестра. Публикация их результатов в цитируемых изданиях предусмотрена в конце первого, второго и третьего годов обучения.
Алина Евсюкова учится на втором курсе аспирантуры по направлению «Геотехнологии. Горные машины». После её окончания планирует остаться в университете и работать здесь в качестве преподавателя. Считает, что изменения, произошедшие в учебных планах, позволили нащупать баланс между педагогическими и научными компетенциями, что создаёт условия не только для профессионального роста молодых людей, но и их всестороннего развития.
В число теоретических дисциплин, которые изучаются в рамках первого семестра, входят, например, такие, как «Этика общения и поведения в социуме», «Психология», «Риторика», «Воспитательная и кураторская работа со студентами». На каждую из них отведено от 36 до 72 часов. Ещё 360 часов занимает освоение предметов по специальности. Кроме того, во втором семестре все аспиранты в обязательном порядке получают практические педагогические навыки в объёме 108 часов.
«Мы готовим методологические пособия и посещаем пары своего руководителя-наставника, что даёт возможность сделать акцент на тех или иных особенностях преподавательской деятельности, понять, как в идеале должен выглядеть образовательный процесс. После этого проходим аттестацию Совета по педагогическим компетенциям и в случае успеха получаем удостоверения «Ассистентов-стажёров». Это даёт нам право на так называемую минимальную кафедральную нагрузку, то есть на самостоятельное проведение занятий», - рассказывает Алина Евсюкова.
Максим Лиманов учится уже на четвёртом курсе. В качестве важного для него лично элемента новой концепции называет изменение порядка предварительной защиты кандидатской. Если раньше она проходила на кафедре, то теперь – на междисциплинарном совете. Казалось бы, ничего существенного, но на самом деле это решение может самым серьёзным образом поднять качество диссертаций.
«Преподаватели с твоей кафедры всегда будут к тебе более лояльны, поскольку вы давно знакомы, они понимают твой реальный уровень и могут в связи с этим на что-то закрыть глаза. С одной стороны это хорошо, но с другой гораздо лучше, если тебе укажут на возможные ошибки до официальной защиты, и у тебя будет время на то, чтобы их исправить. Это позволит создать более качественный продукт, избежать ненужных сложностей», - пояснил Максим Лиманов.
Он также уточнил, что для получения документа об окончании аспирантуры, то есть диплома профессиональной квалификации «Преподаватель-исследователь», необходимы итоговые решения Совета по педагогической компетенции и Научного совета, которые также проводят и семестровый контроль успеваемости. Кроме того, положительную оценку уровня знаний дисциплин по специальности должна вынести предметная экзаменационная комиссия.
Финальная точка, как уже было сказано выше, это защита кандидатской на специализированном диссертационном совете. Подготовка к ней начинается ещё на втором курсе и заключается в личном опыте получения в ходе экспериментов новых знаний. Это основная задача каждого аспиранта, на решение которой отводится большая часть времени, выделенного для формирования научных компетенций.
Все эти и другие решения, принятые в процессе модернизации системы подготовки научно-педагогических кадров, нацелены, в первую очередь, на создание конкурентной среды, где лучшие могут проявить себя и стать востребованными специалистами. Шансы на профессиональный рост получают даже те юноши и девушки, которые не сумели завоевать право на обучение в аспирантуре за счёт бюджета, но способны в будущем раскрыть свой потенциал. В этом году, например, ректор Владимир Литвиненко предоставил для этой категории выпускников 5 грантов. Один из них получила Валерия Штерцер.
«Обучаясь в магистратуре, я активно занималась исследованиями, имела статус ассистента учёного. В числе моих научных интересов – повышение эффективности технологии создания металлических порошков и изделий на их основе. Это крайне актуальное направление, поскольку сталь, произведённая таким образом, гораздо устойчивее к коррозии, различным внешним воздействиям и нагрузкам. Я очень рада, что получила возможность продолжить обучение в аспирантуре, надеюсь на то, что сумею состояться в качестве учёного и внести свой вклад в развитие отечественной металлургической промышленности», - сказала аспирантка.
Основоположник научного подхода к педагогике Константин Ушинский говорил, что «искусство воспитания почти всем кажется делом знакомым и понятным». Но в реальности это «искусство, и притом искусство нелёгкое». Овладеть им, как считал классик, можно лишь в том случае, если «вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться».
Кстати, именно Ушинский впервые назвал нравственное просвещение и патриотическое воспитание неотъемлемой частью образовательного процесса. Этот тезис, в числе прочих, лёг в основу новой методологии подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II. Реализация этого проекта и его дальнейшее масштабирование на всю Россию, вне всяких сомнений, позволит укрепить суверенитет нашей страны, найти ответ на многие вызовы современности и завтрашнего дня.