Перейти к основному содержанию

Игра на повышение: на сколько подорожают продукты в России в 2024 году

Магазин
© unsplash.com / Fikri Rasyid

За прошедший год рост цен на продукты питания в стране стал более ощутимым. Эксперты называли причинами геополитические и экономические факторы, такие как санкции, перераспределение финансовых и человеческих ресурсов РФ в пользу оборонного сектора, усложнение международных и федеральных логистических цепочек, инфляция и ослабление курса рубля.

Шоковым эффектом отличились подскочившие цены на яйца и курятину: настолько, что этому даже был посвящён отдельный вопрос президенту Владимиру Путину во время декабрьской пресс-конференции, объединённой с прямой линией. Глава государства извинился перед жителями страны за ценники на яйца и отметил, что ситуация сложилась из-за недостаточного производства продукта и не открытого вовремя дополнительного импорта.

Однако производимые птицефабриками товары далеко не единственные, о цене которых российским потребителям стоит заботиться. Константное подорожание отражается практически на всём ассортименте супермаркетов и, по мнению ретейлеров и экспертов, в 2024-м данная тенденция будет только нарастать.

Что точно подорожает в Новом году

газировка
© unsplash.com / Erik Mclean

Производители ряда товаров уже уведомили ретейлеров о повышении цен после Нового года. Соответствующие письма есть и в распоряжении «Форпоста». Точно известно, что сразу после праздников российский покупатель столкнётся с ростом стоимости питьевой воды, газированных напитков, соков, кофе, спиртного, кондитерских изделий, молочной продукции и соусов.

Так, с 1 января Ritter Sport повысит отпускные цены своего шоколада на 7-14%, конфеты Ferrero Rocher с 1 февраля станут дороже на 10%, кондитерские изделия Nestle прибавят к стоимости до 8%, кулинарные позиции компании — до 12,5%, готовые завтраки — до 9,6%, а кофе и напитки — до 15%.

ООО «Мултон Партнерс» (ранее Coca Cola) предупредило о подорожании своих газировок на 13%, печенья на 8,5%, соков «Добрый» на 8,1% и кофе на 8%. Компания «Вимм-Билль-Данн», которая отвечает за производство молочных продуктов и детского питания PepsiCO в РФ и СНГ, с 1 февраля 2024-го в среднем на 4,9% увеличит цены на «молочку», соки J7 будут обходиться покупателям на 16% дороже.

Ценники в российских магазинах после Нового года также изменятся на продукцию Ehrmann (5%), кетчупы Heinz (6,5-8%), минеральную воду «Рычал-Су» (8%), напитки компании «Старый источник» (6-25%), а также спиртное «Ярославского ликёро-водочного завода» и Roust ("Русский стандарт", "Талка", "Журавли", Jägermeister).

Объясняя причины изменения ценовой политики, практически все предприятия указали на резкое ослабление курса рубля в 2023 году, увеличение закупочных цен сырья (до 76%), упаковки и тары (до 15%), затраты на рабочую силу, акцизы, транспортные перевозки и кадровый дефицит. При этом некоторые компании подчеркнули, что даже такое повышение отпускных цен не покроет себестоимость готовой продукции.

Точка зрения ретейлеров

Кассир
© unsplash.com / Brian Lundquist

С бизнес-проблемами из-за экономической ситуации в стране столкнулись не только производители, но и сам ретейл, рассказал «Форпосту» совладелец сети продовольственных магазинов «Реалъ» Александр Мышинский. В частности, он отметил нехватку персонала, траты на удержание которого растут.

«Затраты объективно выросли, особенно проблемы с персоналом у всех. Я недавно подписал где-то 15%-ное повышение зарплаты линейному персоналу (продавцы, кассиры, грузчики — прим.ред.), потому что некому работать. Рабочая сила стала дороже за год процентов на 20-25 минимум. Линейный персонал, все, кто были, либо в армию ушли, либо уехали, либо в курьеры подались. Уборщиц в принципе сейчас не найти как класс», — сказал предприниматель.

По его словам, в прошлом сети тратили на персонал около 7-8% от общего оборота. Сейчас из-за увеличения налогов и зарплат на это уходит одна десятая прибыли. Но в вопросе роста стоимости продуктов питания и будущего сферы это не основная проблема. Мышинский считает, что потребительскому рынку страны вредит чрезмерное погружение государства в управление ценами.

«Основная мысль — чем меньше государство будет вмешиваться в ценообразование и чем больше будет вмешивать в помощь производителям, тем светлее будет наше будущее. Потому что сети устанавливают не ту цену, которую хотят, а ту, по которой покупатель может купить», — отметил бизнесмен.

В качестве примера он привёл подорожание сахара весной 2022 года, после чего в ситуацию вмешались ФАС и правительство. В итоге на протяжении трёх месяцев стоимость социально значимого продукта искусственно удерживалась на уровне 36 рублей за килограмм, а сейчас закупочная цена выросла до 66-ти. Мышинский считает, что подобное может произойти и с куриными яйцами.

«Здесь вопрос простой — чего хочет население. Они хотят здесь и сейчас яйцо по 90 рублей или хотят, чтобы цена через год была не 290? Они могут сейчас добиться, что цена на яйцо упадёт до 90 рублей, но через год мы придём к тому, к чему пришли по другим товарам в своё время», — сказал предприниматель.

Он добавил, что в стране существует порядка 20 социальных товаров, которые торгуются сетями в убыток — те же яйца, мясо куры, картошка, сахар, бананы, некоторая молочная продукция и так далее. По ним делают минимальную или отрицательную наценку, и они остаются доступными для населения.

Эффект обратного действия

Продукты, еда
© unsplash.com / Theme Photos

У искусственного удержания стоимости есть свои негативные стороны, особенно если смотреть в будущее. Как отметил генеральный директор агентства маркетинговых исследований INFOLine Иван Федяков, за минувшие два-три года цена на курицу и яйца в России практически не увеличивалась. Это привело к потере рентабельности в этой области и в итоге за последние пару лет закрылось несколько предприятий, а новые не строились уже давно.

«У нас очень сильно социализирован сегмент розничной торговли, сильно сжимают [цены] на социально значимые продукты питания и всё это в итоге бесконтрольно выстреливает. Было бы гораздо более правильно не жестить с контролем цен, потому что потребителей больше всего волнуют пустые полки, а не цены. Это показывают результаты опросов», — подчеркнул эксперт.

По словам Федякова, регуляция привела к тому, что за последние шесть лет с российского рынка производства продуктов питания ушли практически все независимые компании. Сейчас сферу в основном делят между собой крупные агропромышленные холдинги, которые существенным образом контролируются либо власть предержащими, либо теми, кто с ними достаточно тесно аффилирован.

«Это, допустим, очень активный рост "Агрокомплекса" Ткачёва. Там вообще никто не скрывает, что это бывший министр сельского хозяйства (Александр Ткачёв, был губернатором Краснодарского края в 2001-2015 годах и министром сельского хозяйства в 2015-2018 годах — прим. ред.), который строит агроимперию в Краснодарском крае, который этим краем раньше руководил», — сказал гендиректор INFOLine.

В пример он также привёл АПХ «Мираторг», группу «Черкизово» и ГК «ЭФКО». Крупные игроки рынка стараются замкнуть на себя всю цепочку производства — от выращивания до конечной реализации. При этом вымывается малый и средний бизнес, что обедняет ассортимент и уменьшает качество продукции.

«Если был бы ассортимент, было бы разнообразие предложения и одно из них бы подорожало, а другое, возможно, подешевело бы», — отметил эксперт.

Заграница нам поможет

Фура
© unsplash.com / Han Chenxu

Правительство РФ решило справиться с проблемой роста цен на яйца импортом продукции из Азербайджана, Турции и Ирана, отменив при этом таможенную пошлину. С другой стороны, фискальные органы и Минсельхоз усилили контроль за ценами российских производителей, в отношении ряда компаний были возбуждены административные дела из-за повышения ими стоимости яиц.

При этом в интервью «Комсомольской правде» от 25 декабря министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев предположил, что цена на популярный продукт питания в РФ стабилизируется после Нового года. На это, по его словам, повлияет увеличение собственного производства и поставок из дружественных стран.

«Со всеми основными предприятиями уже проработаны планы увеличения производства и мяса кур, и яиц. Пока же, в качестве временной меры, расширим импорт из дружественных стран», — сказал чиновник.

После возникших в ноябре-декабре проблем Минсельхоз решил начать выстраивать систему мониторинга спроса продуктов по всем ключевым позициям, чтобы «не допускать таких перекосов и действовать на опережение».

«Это позволит оперативно фиксировать, если где-то спрос начинает расти, и заблаговременно ориентировать отрасль на увеличение объёмов производства по этому направлению. В первую очередь необходимо увеличить предложение этой продукции на рынке», — сказал Патрушев.

Игра на повышение

Яйца
© unsplash.com / Nick Fewings

В вероятность уменьшения стоимости продуктов в России не верит глава петербургского общества по защите прав потребителей «Потребнадзор» Александр Виноградов. По его мнению, вместе с увеличением цен на товары их качество и количество будут падать.

«Цены, конечно, будут расти и дальше, упаковки будут уменьшаться, качество товара будет ухудшаться. Мы видим чётко и ясно, что экономическая ситуация в стране становится всё хуже и хуже. Как мне кажется, это каждый чувствует на своём кошельке», — сказал он.

При этом гендиректор INFOLine и совладелец «Реалъ» не считают подорожание продуктов в России основной проблемой. Куда более значимым фактором они называют низкие доходы.

«В моём понимании нет ничего плохого в росте цен. Он позволяет повысить привлекательность этого бизнеса и маржинальности производства. Возможно, повышение стоимости приведёт к появлению нового бизнеса в этой сфере. Основная проблема — это отсутствие доходов населения, которое так чётко реагирует на рост цен. Во многих странах мира яйцо стоит в два раза дороже, чем в России, и это не вызывает социальной напряжённости», — сказал Федяков.

Мышинский же отметил, что подорожание продуктов питания влияет на рост заработных плат, то есть доходы населения будут тянуться за изменением ценовой политики.

«У всех вырастут зарплаты. Сейчас мы видим, что зарплаты всем действительно подняли. Все стали зарабатывать больше. От этого пойдёт раскрутка инфляции. Яйца подорожали, но меньше их есть не стали. Бананы на 60-80%, но их меньше есть не стали. Это просто доход населения растёт и от этого цены растут», — сказал он.

Виноградов же придерживается иной позиции и верит в расширение классовых границ. В пример он привёл цены на хлеб в магазинах Петербурга, где на прилавках представлены социальные батоны низкого качества за 15 рублей и «нормальный» продукт, который теперь называют «элитным», за 78 рублей.

«Нищие будут более нищими, средний класс будет планку свою опускать ниже. Не значит, что его не будет, просто средний класс будет жить по-другому. У нас вообще специфический средний класс. Ну а олигархам глобально без разницы, сколько стоят яйца: 80 рублей, или 180, или 380 рублей», — отметил глава «Потребнадзора».

Делая прогнозы ценообразования на российских прилавках в 2024 году, Мышинский, Федяков и Виноградов сошлись во мнении, что сформировавшаяся тенденция на повышение останется актуальной. Совладелец «Реалъ» считает, что инфляция продолжит увеличиваться вместе с налогами и ценами на ингредиенты, упаковку, логистику и потребительским спросом.

«Сейчас гораздо больше факторов, которые говорят о том, что цены будут расти. У нас нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Уверенность в росте цен сигнализирует и власть. Ставка рефинансирования Центрального Банка до 16% недвусмысленно намекает, что рост цен должен быть близок к этому уровню», — сказал гендиректор INFOLine.

«Яйца — это только начало. Далее мы увидим всё равно подорожание курицы, свинина уже выросла в цене. Я в магазине брал по акции раньше образно свинину по 249 рублей, в этом году это уже стоит 389, то есть +50%. Картофель, лук, морковка, капуста подорожают в самое ближайшее время, в январе. Молоко тоже обязательно скакнёт, как и молочная продукция», — добавил Виноградов.

Федяков подчеркнул, что увеличение цен на продукты в магазинах будет особенно заметно весной, когда в стране исчерпаются запасы собственного урожая и производители традиционно попадут в большую зависимость от импорта. Подобная ситуация повторяется ежегодно, но с учётом сложных отношений с зарубежными партнёрами, в 2024 году у стоимости товаров будет большая амплитуда.

В последнюю неделю декабря «Форпост» сравнил цены на популярные продукты питания в Петербурге с их стоимостью в предыдущем месяце 2023 года. Выяснилось, что перед Новым годом в магазинах города на Неве некоторые ингредиенты для салата «Оливье» и свёкла подорожали на 20-50%.