Перейти к основному содержанию

В Государственной Думе назвали позитивным опыт Санкт-Петербургского горного университета в деле подготовки молодых учёных

ГосДума
© Комитет по науке и высшему образованию ГосДумы РФ

В Москве, в Доме Союзов, состоялся круглый стол на тему «Оценка результативности научных исследований. Взгляд молодых учёных» Заседание, в котором приняли участие представители исполнительной и законодательной власти, а также академического сообщества, прошло под председательством главы Комитета по науке и высшему образованию ГосДумы РФ Сергея Кабышева.

Одним из стоящих на повестке дня вопросов стал очевидный кризис действующей системы высшего образования, навязанной нам 20 лет назад странами Запада и не вполне соответствующей тем вызовом, с которыми Россия столкнулась сегодня. Например, аспирантура долгое время воспринималась многими исключительно, как площадка для подготовки нового поколения исследователей. Однако для сохранения устойчивости страны не менее важно поставить на поток и подготовку преподавателей высшей категории. Тех, кто будет не только заниматься исследованиями, но и растить новые поколения специалистов для реального сектора экономики. Прежде всего, инженеров.

В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II в прошлом году была разработана новая методология подготовки научно-педагогических кадров. Она обобщила все рациональные идеи в этой сфере, от необходимости изучать на первом курсе дисциплины, связанные с психологий, риторикой и кураторской работой, до обязательной защиты кандидатской. С подробностями этой концепции собравшихся ознакомила исполнительный директор Международного центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО Александра Коптева.

ГосДума
© Комитет по науке и высшему образованию ГосДумы РФ

«Как известно, диссертация, защита которой во времена СССР была непременным условием окончания аспирантуры, в последние десятилетия этот статус утратила. В итоге многие молодые люди отказывались её писать, что заметно облегчало им жизнь, но, конечно же, самым негативным образом влияло на уровень их компетенций. Возвращение кандидатской её прежнего значения – одно из обязательных условий методологии, внедрённой в учебные планы Горного университета в рамках пилотного проекта, который реализуется по инициативе Президента Владимира Путина», - рассказала Александра Коптева.

Председатель комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, оценивая модернизированную концепцию подготовки научно-педагогических кадров, отметил, что наша страна «вступила в новую историческую эпоху». И это «требует серьезного переосмысления подходов», как к созданию условий для повышения результативности научной деятельности, так и к её оценке.

ГосДума
© Комитет по науке и высшему образованию ГосДумы РФ

«Формирование сбалансированных стимулов для плодотворных фундаментальных и прикладных исследований невозможно без внедрения стандарта методологии научной деятельности и научной этики при подготовке молодых учёных. В этой связи позитивный опыт Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II крайне полезен», - подчеркнул Сергей Кабышев.

Он также акцентировал внимание на том, что аспиранты, как, впрочем, и студенты «должны быть, прежде всего, гражданами и патриотами своей страны, создавать слой национальной интеллигенции, проникнутый чувством ответственности за Родину». Этот постулат в числе прочих является неотъемлемой частью новой методологии, внедрённой в аспирантуре старейшего технического вуза России.

Вице-президент РАН Степан Калмыков выразил уверенность в том, что существующий подход к подготовке научных кадров, вне всяких сомнений, требует изменений, поскольку нынешние реалии снижают требования к молодым людям. Зачастую, в случае низкого уровня самоконтроля, это негативно влияет на их мотивацию и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал.

аспиранты
Одна из задач реформы высшей школы - поставить на поток подготовку научно-педагогических кадров

«Конечно, нам нужно уходить от многих недостатков, которыми изобилует аспирантура. И, прежде всего, возвращать процедуру обязательной защиты диссертации в срок обучения. Это очень важно для развития молодого учёного», - уверен Степан Калмыков.

Отметим, что новая методология подготовки научно-педагогических кадров, которая реализуется сейчас в аспирантуре Санкт-Петербургского горного университета, в дальнейшем будет масштабирована на всю страну. Реализация этой задачи, вне всяких сомнений, повысит устойчивость социально-экономического развития России.