Перейти к основному содержанию

Ректор Дагестанского технического университета: Мы нацелены на обеспечение высокой эффективности инновационной экосистемы республики

ректор ДГТУ
© ДГТУ

Постановление Совмина СССР о создании Дагестанского политехнического института было принято за 4 неполных месяца до самого мощного в истории республики, да, пожалуй, и всего Кавказа 9-балльного землетрясения. Без крова осталось 45 тысяч жителей. В Махачкале стихия разрушила множество домов, были повреждены дороги, мосты, линии электроснабжения, коммунальные сети. Программа восстановления предусматривала три с половиной года упорной работы.

Столица республики стала на время «трудовых семестров» одним из самых студенческих городов страны – сюда приехали строительные отряды из 75 вузов. Во многом благодаря их труду Дагестан уже в начале 1972 года получил собственный политехнический институт. 24 февраля 2024 он, уже в статусе технического университета, отмечает 52-летие со дня выхода приказа Минвуза СССР, завершившего процесс создания учебного заведения.

Сегодня в Дагестанском государственном техническом университете (ДГТУ) 10 факультетов, 54 кафедры, в его структуре создано несколько научно-исследовательских институтов и научно-образовательных центров, 3 филиала – в Каспийске, Кизляре и Дербенте. Финансирование исследовательских проектов вуза за последние 5 лет превысило полмиллиарда рублей.

Ректор ДГТУ Назим Баламирзоев рассказал в интервью «Форпосту» об участии университета в программах развития региона, о его опыте в сфере дополнительного образования, дал оценку проводимой сегодня в стране вузовской реформе.

– Расскажите о вкладе университета в инновационное развитие Дагестана, удаётся ли решать традиционную для нашей страны проблему с доведением технических разработок до стадии промышленного производства?

– В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года в качестве стратегической цели определено развитие социально-инновационного комплекса и инновационной системы региона. ДГТУ, являясь лидером инженерного образования в республике, благодаря развитым связям с индустриальными партнерами, работодателями, научными структурами и ассоциациями университетов, позиционирует себя как университет инновационного типа. Ключевые направления деятельности вуза соотнесены с инициативами, закрепленными в стратегии развития Дагестана, и нацелены на обеспечение высокой эффективности работы его инновационной экосистемы.

ДГТУ
© ДГТУ

Университет активно включён в процессы регионального развития. В основу трансформации ДГТУ положена смена парадигмы взаимодействия с регионом: переход от роли образовательного учреждения (образовательного центра) к роли полифункционального центра формирования нового поколения интеллектуальной и деловой элиты. Принципиально, что Республика Дагестан в рамках нового формата сотрудничества становится для вуза равноправным партнером, а не только регионом присутствия.

Университет включается в процессы развития региона по таким важным направлениям, как образование и наука, строительный комплекс, информационные технологии и цифровая среда, машиностроительный и транспорно-логистический комплексы, нефтегазовая отрасль, пищевая промышленность и индустрия питания, современная туристская индустрия, социальное развитие, национальная культура и спорт.

Инициативы ДГТУ позволяют внести вклад в модернизацию региональной системы школьного и профессионального образования (в рамках государственной программы «Развитие образования в Республике Дагестан»), в создание комфортной среды для жителей, гостей республики и бизнеса (госпрограммы «Доступная среда», «Формирование современной городской среды», «Развитие туристско-рекреационного комплекса и народных художественных промыслов в Республике Дагестан»). Кроме того мы участвуем в реализации программы «Развитие жилищного строительства в Республике Дагестан» – предлагаем разработки по созданию комфортного жилья и промышленных сооружений из современных материалов, по повышению безопасности и сейсмоустойчивости зданий и сооружений.

Имеются, конечно, некоторые сложности с внедрением разработок в производство. Они связаны, как правило, с отсутствием достаточного объёма финансовых ресурсов для изготовления опытных промышленных образцов. Сдерживает процесс также неактивность руководителей некоторых предприятий в вопросах внедрения технических разработок.

ДГТУ
© ДГТУ

- Рынок дополнительного профессионального образования растёт, но в основном не за счёт университетов и с явной диспропорцией в сторону программ обучения ИТ-разработчиков. У вас большой опыт в сфере ДПО, как развивается это направление сегодня, ощущаете ли конкуренцию, например, со стороны коммерческих онлайн-курсов?

– Уже более 20 лет в университете существует факультет дополнительного образования и профессионального обучения. Он занимает ведущие позиции на рынке дополнительного образования региона.

Факультет реализует более 400 программ дополнительного образования по всем лицензированным направлениям. В частности, в сфере повышения квалификации, профессиональной переподготовки, в том числе по рабочим профессиям. Есть и общеразвивающие программы. Обучение ведётся как в традиционном формате, так и дистанционно.

Сегодня, в условиях высокой конкуренции и быстро меняющейся социальной среды, университет не снижает темпов развития и уверенно держит позиции на рынке дополнительного образования. В сравнении с услугами, которые предлагают на этом рынке коммерческие организации, ДГТУ имеет явные преимущества в качестве. У нас мощная материально-техническая база для обучения, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав.

ДГТУ
© ДГТУ

Факультет допобразования ДГТУ заключает 600 и более образовательных договоров в год. Основными заказчиками по программам дополнительного образования и профессионального обучения в регионе являются организации, получающие финансирование из федерального, регионального и местного бюджетов, а также физические лица.

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) включила университет в перечень вузов, имеющих право на реализацию программ дополнительного образования по технической защите информации, информационной безопасности, защите персональных данных. По итогам сотрудничества в 2023 году они отметили ДГТУ, как один из ведущих вузов Северо-Кавказского федерального округа в оказании услуг дополнительного образования по информационной безопасности.

ДГТУ является единственным центром в Республике Дагестан, имеющим право обучать по программам повышения квалификации по защите государственной тайны. Все реализуемые в этом направлении программы обучения разработаны по рекомендациям ФСТЭК и согласованы с Межведомственной комиссией России. По этому направлению у нас обучаются руководители и специалисты предприятий и организаций не только Дагестана, но и других регионов Северного Кавказа. В частности Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии, Адыгеи.

ДГТУ
© ДГТУ

Наш университет – единственный авторизованный учебный центр Дагестана с правом обучать работе с отечественной операционной системой РЕД ОС. Кроме того ДГТУ стал единственной в Дагестане площадкой, на которой Лицей Академии Яндекса проводит бесплатные курсы для школьников по программам дополнительного образования в области компьютерного программирования «Основы программирования на языке Python» и «Основы промышленного программирования». Всего у Яндекса 380 таких площадок в 162 городах России и Казахстана.

В ДГТУ также проходят курсы обучения программированию по проекту «Код будущего». Он организован Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в 2022 году в рамках национальной программы «Цифровая экономика РФ» в ответ на растущую потребность IT-рынка в молодых профессионалах, готовых с помощью передовых технологий решать актуальные задачи в быстро меняющемся мире. Проект предусматривает бесплатное обучение школьников 8 – 11 классов общеобразовательных организаций современным языкам программирования по дополнительным общеобразовательным программам технической направленности.

Сегодня к нам обращаются и военнослужащие, участники СВО, для профессиональной переподготовки в сфере радиотехники и связи. Их мы обучаем на льготных условиях или безвозмездно.

Как я уже упоминал, наш вуз является единственным образовательным учреждением подготовки и переподготовки кадров в регионе по техническим направлениям. Поэтому особой конкуренции мы не ощущаем.

ДГТУ
© ДГТУ

- В России идёт реформа системы высшего образования. Речь о пилотном проекте для 6 вузов по президентскому указу от 12 мая 2023 года. Насколько, по вашему мнению, высока потребность в совершенствовании вузовской системы?

– Считаем, что реформа системы высшего образования востребована. На наш взгляд, четырехгодичное высшее образование не дает необходимого уровня знаний и компетенций, позволяющих выпускнику сразу найти свое место на производстве. При этом важно не противопоставлять бакалавриат и специалитет, а найти возможности обеспечения гибкости сроков обучения, в зависимости от направления подготовки и требуемых компетенций выпускников. Нужен баланс между фундаментальностью и применимостью знаний. Одна и та же программа может быть реализована в разные сроки, и выбор сроков должен зависеть от характера профессиональной деятельности выпускника.

Важно отметить, что реформа предусматривает повышенные требования к студентам, получающим специализированное высшее образование. Учитывается их базовое образование – по аналогичному или смежному профилю подготовки. Такой подход естественно повысит качество подготовки. И еще, новая система дает возможность гражданам дважды на бесплатной основе отучиться в вузе. Согласно законодательству бесплатное высшее образование можно получить только впервые. Исключения существовали лишь для тех, кто закончил специалитет до принятия закона об уровневом образовании [когда были введены бакалавриат и магистратура]. Пилотный проект снимает эту дискриминацию.

ДГТУ
© ДГТУ

– Унификация базовых учебных планов в рамках ядра образования, реализуемая, например, Санкт-Петербургским горным университетом, позволяет после прохождения студентами первых нескольких семестров откорректировать их образовательную траекторию. Открываются возможности для межвузовской мобильности. Насколько подобный механизм может быть востребован в вашем вузе?

– Механизм унификации базовых учебных планов в рамках ядра образования считаем востребованным. Он позволит студентам сделать окончательный выбор, осмыслив специфику будущей профессии. Особенно после прохождения производственной практики. Кроме того, по моему мнению, должны быть унифицированы учебные планы по направлениям подготовки. Это даст студентам возможность переводиться в другие вузы, или направляться на семестр или на год в другой вуз – для проведения экспериментальных исследований при выполнении выпускной квалификационной работы или подготовки магистерской или кандидатской диссертаций.

ДГТУ
© ДГТУ

- Согласны ли Вы с утверждением, что сегодня учебные планы отводят слишком мало времени на производственные практики? На чём следует сосредоточиться в первую очередь, чтобы работодателям не нужно было доучивать вузовских выпускников?

– Учебная и производственная практики являются важной составной частью процесса получения высшего образования. Они решают как общие, так и специальные задачи обучения и предназначены обеспечить качество профессиональной подготовки специалистов согласно государственному образовательному стандарту. Объёмы и виды практик определяются федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки.

В целом мы считаем, что в учебных планах отведено достаточное количество часов для производственной практики. Необходимо, на наш взгляд, по возможности, приблизить техническое оснащение лабораторий вуза к реальным производственным условиям. Важно, чтобы выпускник, получивший диплом, уже на начальном этапе трудовой деятельности, в производственных условиях смог подтвердить полученные компетенции.

На мой взгляд, выпускников не придётся доучивать на предприятиях, если вуз будет привлекать работодателей к сотрудничеству не только по вопросам оснащения аудиторий, лабораторий, компьютерных классов современным оборудованием, но и при разработке и наполнению образовательных программ. В частности, разрабатывать совместно с ними учебные планы, прорабатывать содержание тех или иных дисциплин. Важно также привлекать производственников к проведению учебных занятий.

ДГТУ
© ДГТУ