Перейти к основному содержанию

Сколько шахтёров должны спуститься под землю, чтобы Илон Маск выпустил миллион электромобилей

электромобиль
© нейросеть Midjourney

Как известно, в последние годы существования Советского Союза, отличительной чертой нашего государства были бесконечные очереди. Существовала даже такая присказка: если видишь длинную вереницу стоящих друг за другом людей, можешь смело к ним присоединяться. В продаже точно есть что-то стоящее. В эту категорию, с учётом глобального дефицита, в том числе и продуктов питания, входили чуть ли не все товары широкого потребления, даже хлеб, который на полках магазинов лежал далеко не всегда.

Впрочем, и в годы застоя, когда с подобного рода проблемами люди ещё не столкнулись, очереди были вполне привычным явлением. Правда, всё больше виртуальные: за хорошей мебелью, автомобилем и, конечно же, за квартирой. В зависимости от того, насколько ценно было потенциальное приобретение, время, отведённое на ожидание, исчислялось либо месяцами, либо годами, либо даже десятилетиями.

Как ни парадоксально, но жители Соединённых Штатов сегодня тоже стоят в таких виртуальных очередях. Например, за футуристической моделью электромобиля Cybertruck, который, начиная с прошлого года, производит компания Tesla. Точных данных о количестве предварительных заказов, как и об уже поставленных машинах, в открытых источниках нет, но поговаривают, что речь идёт о двух миллионах человек.

Каждый из них, к слову говоря, заплатил за эту привилегию по 100 долларов. Но это было раньше. Сейчас право забронировать за собой чудо инженерной мысли Илона Маска подорожало ровно как в два с половиной раза. Причём, что самое интересное, никто из этих людей точно не знает, когда конкретно воплотится в жизнь его мечта. Изначально Tesla сообщила инвесторам, что планирует изготавливать от 250 до 500 тысяч экземпляров Cybertruck в год, но пока установленная мощность завода Giga Texas, на конвейерах которого собирают данную модель, составляет всего 125 тысяч единиц.

Конечно, в теории топ-менеджмент корпорации может задействовать и другие производственные площадки, ведь, очевидно, что такими темпами обязательства перед потенциальными клиентами будут выполнены совсем не скоро - лет этак через двадцать. Да и то лишь в том случае, если поток страждущих резко оскудеет. Однако есть одно «но»: для наращивания объёма выпуска продукции Илону Маску потребуется огромное количество дополнительного сырья.

ФосАгро
© phosagro.ru

Даже сейчас для производства «всего лишь» 125 тысяч своих передовых машин компании нужно закупить около 14 тысяч тонн графита, 11 тысяч тонн никеля, 10 тысяч тонн карбоната лития, 1 400 тонн кобальта и 1 300 тонн марганца. Такие данные приводят эксперты консалтинговой компании Adamas Intelligence. Они также сообщают, что при нынешнем профицитном рынке и, как следствие, сравнительно низких ценах на эти металлы, никакие проблемы с поставками Tesla не грозят.

Однако в случае резкого увеличения скорости конвейера всё изменится с точностью до наоборот. Так, для выполнения миллиона предварительных заказов на Cybertruck, компании не хватит всего никеля, который добудет в 2024 году один из его ведущих производителей - швейцарский Glencore, а это примерно 90 тысяч тонн. Если же задача будет заключаться в изготовлении электромобилей для всех, кто стоит за ними в очереди, то придётся договариваться ещё и с «Норильским никелем» о поставках в Техас, как минимум, половины всей его продукции. Как известно, лидер индустрии, в прошлом году несколько снизил свои показатели, до 209 тысяч тонн.

Потребление природных ресурсов окажется ещё больше в том случае, если автовладельцы начнут в массовом порядке заказывать так называемый «расширитель запаса хода», то есть, попросту говоря, ещё одну батарею поменьше, занимающую примерно треть багажника. Сомневаться в том, что она будет пользоваться спросом, не приходится, поскольку дальность поездки на одном заряде аккумулятора в этом случае возрастает с 500 до 700 километров. Для любителей межрегиональных путешествий, коих в США немало, это бесспорное преимущество.

Впрочем, не никелем единым. Как мы уже говорили выше, для производства электромобилей требуется такой элемент, как графит, причём, в колоссальных количествах. Так вот, для выпуска миллиона экземпляров Cybertruck нужен весь его объём, добываемый на Мадагаскаре, и половина того, что производят в Мозамбике (эти страны занимают второе и третье места в списке мировых лидеров, поставляющих данный минерал на глобальный рынок).

Многие ошибочно полагают, что идея энергоперехода заключается в сокращении потребления полезных ископаемых и, как следствие, снижении антропогенного воздействия на природу. Но на самом деле это совсем не так. Внедрение возобновляемых источников энергии и электрификация автотранспорта в связи с высокой материалоёмкостью профильных технологий, напротив, требуют резкого увеличения добычи сырья. Спрос на так называемые «зелёные» металлы – медь, никель, литий, редкоземельные элементы и так далее – будет только расти, причём опережающими темпами.

шахта
© Photo by Pedro Henrique Santos on Unsplash

Для того, чтобы поднять их из недр, шахтёрам придётся спускаться всё глубже и глубже, ведь залежи руды рядом с поверхностью Земли уже практически исчерпаны. То есть для того, чтобы фермеры или нефтяники из Техаса могли ездить на «экологичном» Cybertruck, сотни тысяч рабочих по всей планете будут вынуждены ежедневно отправляться в шахты, рисковать своими жизнями и устойчивостью экосистем.

Например, на «Октябрьском», далеко не самом большом из семи рудников «Норильского никеля», трудится около 2 200 человек. Общее же число сотрудников компании превышает 70 тысяч. Как мы уже выяснили, всего объёма металла, который флагман отрасли произведёт в течение года, едва хватит для изготовления двух миллионов электропикапов фирмы Tesla. Даже в том случае, если никто из американцев не купит «расширитель запаса хода».

Проблема в том, что во всём мире в прошлом году было продано свыше 86 миллионов новых машин. Если хоть на секунду представить, что все они на электрической тяге, то несложно понять: ресурсов для абсолютной реализации энергоперехода у нашей цивилизации нет и никогда не будет.