Перейти к основному содержанию

В Санкт-Петербургский горный университет прибыло свыше 200 директоров школ из 60 регионов России

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Они собрались для того, чтобы обсудить пути интеграции среднего и высшего образования, что жизненно необходимо для роста интеллектуального капитала и, как следствие, укрепления суверенитета нашего государства.

В четверг, 29 февраля в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II состоялась церемония торжественного открытия Всероссийского методического семинара для руководителей образовательных организаций «Новые подходы к школьному образованию в интересах формирования технологического лидерства страны». В ней приняли участие более 200 директоров школ из 60 регионов России, выпускники которых минувшим летом стали победителями конкурса «Лидер школы» и получили право гарантированного поступления в старейший технический вуз страны.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Ректор Горного университета Владимир Литвиненко, открывая семинар, напомнил, что учреждения образования строятся не для того, чтобы эстетически украшать города и сёла или создавать новые рабочие места, хотя это тоже крайне важно. Их основная миссия – решение государственной задачи по ретрансляции знаний детям и молодёжи для того, чтобы в будущем они обеспечили безболезненную смену поколений, прежде всего, в промышленности.

«На те вызовы, которые стоят сегодня перед Россией и высшей школой, невозможно ответить без вашего участия. Ведь школьное образование – это основа. И точно так же, как устойчивость здания зависит, прежде всего, от качества фундамента, а вовсе не крыши, уровень будущих специалистов, которых мы готовим для отечественной экономики, во многом обуславливается тем, что было заложено в них ещё в детстве и подростковом возрасте», - обратился Владимир Литвиненко к руководителям средних учебных заведений.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Он отметил, что производства сегодня испытывают колоссальный дефицит кадров, при этом число желающих сдавать ЕГЭ по физике и химии неуклонно снижается, что сокращает приток абитуриентов в технические вузы. Само собой, в перспективе это может самым неблагоприятным образом повлиять на темпы социально-экономического развития России. Тем более, что существующая двухуровневая система высшего образования нацелена, скорее, на гуманизацию общества, а вовсе не на выпуск полноценных инженеров.

Ровно год назад о необходимости её модернизации в целях преодоления негативной тенденции объявил Владимир Путин. А несколько месяцев спустя он подписал указ о старте пилотного проекта, который реализуется сейчас в Горном университете. Его суть заключается в увеличении срока обучения студентов до 5,5 лет, акценте на фундаментальные знания, которыми всегда славилась отечественная высшая школа, а также производственную практику.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Сегодня мы выстраиваем с вами прямой диалог, это крайне важно для получения результата. Достичь его, я в этом абсолютно уверен, удастся лишь совместными усилиями. Ведь точно так же, как отсутствие любого звена разрушает единство всей цепочки, недопонимание той миссии, которая на нас возложена, кем-то одним, может послужить причиной сбоя в работе всей системы. Стране нужны инженеры, специалисты, и мы вместе должны сделать всё возможное, чтобы убедить лучших учеников поступать после окончания школы в технический вуз», - подчеркнул Владимир Литвиненко.

В качестве конкретных решений он предложил популяризировать среди детей и подростков точные науки, в частности, математику, физику и химию, а также историю, изучение которой позволит молодёжи почувствовать ответственность за будущее России и сохранение её суверенитета. Кроме того, ректор отдельно остановился на необходимости развивать в детях аналоговое мышление, без которого невозможно выстраивать логические цепочки и в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. К сожалению, излишняя «зацифрованность» сознания молодых людей, вызванная ускорением технического прогресса в последние десятилетия, этому, очевидно, препятствует.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Я иногда слышу предложения, которые, безусловно, являются следствием чрезмерной увлеченности нашего общества либеральной идеологий, о том, что с преподавателя следует убрать функцию контролёра и наставника. Якобы этим в современном мире способна заниматься компьютерная программа. Это, конечно же, полная ерунда. Напротив, учитывая все те вызовы и угрозы, с которыми мы вновь столкнулись, как прежде наши отцы, деды и прадеды, эта задача должна восприниматься, как одна из наиболее актуальных. Фронта без тыла не бывает. И нам нужно усиливать тыл. Каждому на своём месте», - резюмировал Владимир Литвиненко, после чего передал слово другим участникам дискуссии.

Глава Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Максимов привёл печальную статистику предпочтений старшеклассников города на Неве. Всего 16% из них сдают ЕГЭ по физике и лишь 10% - по химии. Это значит, что все остальные идут учиться на гуманитарные направления подготовки.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Выросло целое поколение, которое прекрасно умеет нажимать на кнопки своих гаджетов, но не способно прочесть, понять и качественно проанализировать хотя бы несколько абзацев текста подряд. Это обедняет молодых людей, тормозит их личностное и профессиональное развитие. К сожалению, происходит всё это на фоне возрастающей потребности в специалистах технических профессий. И в этой связи, конечно же, диалог между российскими школами и Санкт-Петербургским горным университетом, который, начиная с этого года, полностью отказался от учебных планов бакалавриата, будет иметь огромное позитивное значение», - подчеркнул Андрей Максимов.

В зале также присутствовали представители бизнеса, которые заверили директоров школ, что проблема не просто существует, а с каждым годом становится всё более серьёзной. Поэтому консолидация усилий средней и высшей школы сегодня действительно крайне актуальна. Ведь она может стать одним из инструментов решения краеугольной задачи, которая заключается в сохранении суверенитета и формировании технологического лидерства России.

В том, что это не громкие слова, а насущная необходимость, лежащая в основе благополучия россиян на многие поколения вперед, были уверены и сами директора, сидевшие в зале. Все они выразили готовность к конструктивной работе на благо Отечества. Более того, многие из них вели её и прежде. Например, директор лицея Тюменского индустриального университета Жанна Арушанян рассказала, что в Горном сегодня учится немало её выпускников. Это максимально мотивированные к работе в реальном секторе экономики ребята.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«В прошлом учебном году Санкт-Петербургский горный университет проводил всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов для старшеклассников «Школьная премьер-лига». Четверо наших лицеистов в нём участвовали. Один стал победителем, получил грант и сейчас здесь учится. Многие другие наши выпускники поступили сюда либо на общих основаниях, либо по результатам каких-то других проектов, например «Лидер школы России». Успешно учиться в столь престижном вузе им, безусловно, помогают те знания, которые мы в них заложили», - рассказала Жанна Арушанян.

Директор общеобразовательного лицея «АМТЭК» из Череповца Дмитрий Кузьмин признался, что «никогда и нигде не встречал вуз, который был бы настолько озабочен уровнем своих абитуриентов. Впрочем, он отметил, что учитывая масштаб задач, которые решает руководство Горного,, это вполне логично.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Все мы прекрасно понимаем, что основной отсев тех, кто не готов к обучению в университете, происходит во время первой и второй сессии. Идея Владимира Литвиненко заключается в том, чтобы не тянуть этот балласт, избавиться от него ещё на стадии поступления в вуз и подготовить, таким образом, максимально возможное число специалистов для российского производства. На мой взгляд, у большинства высших учебных заведений нет вдумчивого подхода к борьбе за абитуриента. И здесь, конечно, им есть чему поучиться у Горного», - подчеркнул Дмитрий Кузьмин.

Отметим, что семинар продлится вплоть до 3 марта. В его рамках руководителям школ, которые уже успели ознакомиться с инфраструктурой старейшего технического вуза России, предстоит более подробно узнать о возможностях, открывающихся перед участниками конкурса «Лидер школы России». Кроме того, 25 директорам будут вручены гранты за активное сотрудничество с Горным университетом.

студенты
В российских высших учебных заведениях начался весенний семестр