Они собрались для того, чтобы обсудить пути интеграции среднего и высшего образования, что жизненно необходимо для роста интеллектуального капитала и, как следствие, укрепления суверенитета нашего государства.
В четверг, 29 февраля в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II состоялась церемония торжественного открытия Всероссийского методического семинара для руководителей образовательных организаций «Новые подходы к школьному образованию в интересах формирования технологического лидерства страны». В ней приняли участие более 200 директоров школ из 60 регионов России, выпускники которых минувшим летом стали победителями конкурса «Лидер школы» и получили право гарантированного поступления в старейший технический вуз страны.
Ректор Горного университета Владимир Литвиненко, открывая семинар, напомнил, что учреждения образования строятся не для того, чтобы эстетически украшать города и сёла или создавать новые рабочие места, хотя это тоже крайне важно. Их основная миссия – решение государственной задачи по ретрансляции знаний детям и молодёжи для того, чтобы в будущем они обеспечили безболезненную смену поколений, прежде всего, в промышленности.
«На те вызовы, которые стоят сегодня перед Россией и высшей школой, невозможно ответить без вашего участия. Ведь школьное образование – это основа. И точно так же, как устойчивость здания зависит, прежде всего, от качества фундамента, а вовсе не крыши, уровень будущих специалистов, которых мы готовим для отечественной экономики, во многом обуславливается тем, что было заложено в них ещё в детстве и подростковом возрасте», - обратился Владимир Литвиненко к руководителям средних учебных заведений.
Он отметил, что производства сегодня испытывают колоссальный дефицит кадров, при этом число желающих сдавать ЕГЭ по физике и химии неуклонно снижается, что сокращает приток абитуриентов в технические вузы. Само собой, в перспективе это может самым неблагоприятным образом повлиять на темпы социально-экономического развития России. Тем более, что существующая двухуровневая система высшего образования нацелена, скорее, на гуманизацию общества, а вовсе не на выпуск полноценных инженеров.
Ровно год назад о необходимости её модернизации в целях преодоления негативной тенденции объявил Владимир Путин. А несколько месяцев спустя он подписал указ о старте пилотного проекта, который реализуется сейчас в Горном университете. Его суть заключается в увеличении срока обучения студентов до 5,5 лет, акценте на фундаментальные знания, которыми всегда славилась отечественная высшая школа, а также производственную практику.
«Сегодня мы выстраиваем с вами прямой диалог, это крайне важно для получения результата. Достичь его, я в этом абсолютно уверен, удастся лишь совместными усилиями. Ведь точно так же, как отсутствие любого звена разрушает единство всей цепочки, недопонимание той миссии, которая на нас возложена, кем-то одним, может послужить причиной сбоя в работе всей системы. Стране нужны инженеры, специалисты, и мы вместе должны сделать всё возможное, чтобы убедить лучших учеников поступать после окончания школы в технический вуз», - подчеркнул Владимир Литвиненко.
В качестве конкретных решений он предложил популяризировать среди детей и подростков точные науки, в частности, математику, физику и химию, а также историю, изучение которой позволит молодёжи почувствовать ответственность за будущее России и сохранение её суверенитета. Кроме того, ректор отдельно остановился на необходимости развивать в детях аналоговое мышление, без которого невозможно выстраивать логические цепочки и в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. К сожалению, излишняя «зацифрованность» сознания молодых людей, вызванная ускорением технического прогресса в последние десятилетия, этому, очевидно, препятствует.
«Я иногда слышу предложения, которые, безусловно, являются следствием чрезмерной увлеченности нашего общества либеральной идеологий, о том, что с преподавателя следует убрать функцию контролёра и наставника. Якобы этим в современном мире способна заниматься компьютерная программа. Это, конечно же, полная ерунда. Напротив, учитывая все те вызовы и угрозы, с которыми мы вновь столкнулись, как прежде наши отцы, деды и прадеды, эта задача должна восприниматься, как одна из наиболее актуальных. Фронта без тыла не бывает. И нам нужно усиливать тыл. Каждому на своём месте», - резюмировал Владимир Литвиненко, после чего передал слово другим участникам дискуссии.
Глава Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Андрей Максимов привёл печальную статистику предпочтений старшеклассников города на Неве. Всего 16% из них сдают ЕГЭ по физике и лишь 10% - по химии. Это значит, что все остальные идут учиться на гуманитарные направления подготовки.
«Выросло целое поколение, которое прекрасно умеет нажимать на кнопки своих гаджетов, но не способно прочесть, понять и качественно проанализировать хотя бы несколько абзацев текста подряд. Это обедняет молодых людей, тормозит их личностное и профессиональное развитие. К сожалению, происходит всё это на фоне возрастающей потребности в специалистах технических профессий. И в этой связи, конечно же, диалог между российскими школами и Санкт-Петербургским горным университетом, который, начиная с этого года, полностью отказался от учебных планов бакалавриата, будет иметь огромное позитивное значение», - подчеркнул Андрей Максимов.
В зале также присутствовали представители бизнеса, которые заверили директоров школ, что проблема не просто существует, а с каждым годом становится всё более серьёзной. Поэтому консолидация усилий средней и высшей школы сегодня действительно крайне актуальна. Ведь она может стать одним из инструментов решения краеугольной задачи, которая заключается в сохранении суверенитета и формировании технологического лидерства России.
В том, что это не громкие слова, а насущная необходимость, лежащая в основе благополучия россиян на многие поколения вперед, были уверены и сами директора, сидевшие в зале. Все они выразили готовность к конструктивной работе на благо Отечества. Более того, многие из них вели её и прежде. Например, директор лицея Тюменского индустриального университета Жанна Арушанян рассказала, что в Горном сегодня учится немало её выпускников. Это максимально мотивированные к работе в реальном секторе экономики ребята.
«В прошлом учебном году Санкт-Петербургский горный университет проводил всероссийский конкурс научно-исследовательских проектов для старшеклассников «Школьная премьер-лига». Четверо наших лицеистов в нём участвовали. Один стал победителем, получил грант и сейчас здесь учится. Многие другие наши выпускники поступили сюда либо на общих основаниях, либо по результатам каких-то других проектов, например «Лидер школы России». Успешно учиться в столь престижном вузе им, безусловно, помогают те знания, которые мы в них заложили», - рассказала Жанна Арушанян.
Директор общеобразовательного лицея «АМТЭК» из Череповца Дмитрий Кузьмин признался, что «никогда и нигде не встречал вуз, который был бы настолько озабочен уровнем своих абитуриентов. Впрочем, он отметил, что учитывая масштаб задач, которые решает руководство Горного,, это вполне логично.
«Все мы прекрасно понимаем, что основной отсев тех, кто не готов к обучению в университете, происходит во время первой и второй сессии. Идея Владимира Литвиненко заключается в том, чтобы не тянуть этот балласт, избавиться от него ещё на стадии поступления в вуз и подготовить, таким образом, максимально возможное число специалистов для российского производства. На мой взгляд, у большинства высших учебных заведений нет вдумчивого подхода к борьбе за абитуриента. И здесь, конечно, им есть чему поучиться у Горного», - подчеркнул Дмитрий Кузьмин.
Отметим, что семинар продлится вплоть до 3 марта. В его рамках руководителям школ, которые уже успели ознакомиться с инфраструктурой старейшего технического вуза России, предстоит более подробно узнать о возможностях, открывающихся перед участниками конкурса «Лидер школы России». Кроме того, 25 директорам будут вручены гранты за активное сотрудничество с Горным университетом.