
25 директоров школ из различных российских регионов получили поощрительные гранты в размере 50 и 100 тысяч рублей за популяризацию инженерного образования и активное сотрудничество с Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II, где сегодня реализуется пилотный проект по модернизации системы подготовки кадров для отечественной экономики. Церемония состоялась в рамках Всероссийского методического семинара «Новые подходы к среднему образованию в интересах формирования технологического лидерства страны».
Как отметил ректор Горного Владимир Литвиненко, гранты были вручены руководителям тех учебных заведений, выпускники которых наиболее активно участвовали в конкурсе «Лидер школы России» в прошлом году и успешно, то есть без троек, сдали свою первую сессию. Кроме того, он рассказал, что в нынешнем году уже стартовал второй сезон этого проекта и заверил, что большинство первокурсников в ходе грядущей приёмной кампании должны поступить в вуз именно в качестве его победителей.
«Форпост» решил выяснить подробности этого начинания, мотивацию его инициаторов, а также отношение к нему со стороны директоров школ и молодёжи.
Зачем нужно заниматься популяризацией инженерного образования
Как пояснил Владимир Литвиненко, сегодня для нашего государства жизненно важно решить проблему дефицита компетентных молодых специалистов, способных в будущем обеспечить безболезненную смену поколений в реальном секторе экономики. Прежде всего, на добывающих и перерабатывающих предприятиях. Дополнительные трудности на этом пути создаёт цифровизация сознания подростков, которая мешает развитию аналогового мышления, то есть снижает способность юношей и девушек к построению логических цепочек и аналитике, а также провоцирует их на поиск более лёгких карьерных траекторий.
Ещё одним препятствием в деле увеличения числа инженеров в стране, вне всяких сомнений, является действующие правила сдачи ЕГЭ. Во-первых, школьники с каждым годом всё менее охотно выбирают экзамены по физике и химии, отдавая предпочтение дисциплинам «попроще». То есть изначально лишают себя возможности поступить в технический вуз. А, во-вторых, сам процесс учёбы в старших классах нацелен не столько на обретение знаний, сколько на успешную сдачу теста. Для того, чтобы она прошла успешно, не так важно быть «семи пядей во лбу», достаточно понять алгоритм шаблонных заданий и получить богатый опыт их решения.
Всё это приводит к тому, что на первый курс поступают молодые люди, чей потенциал очень сильно варьируется. Более того, многие из них в прямом смысле слова впадают в ступор в том случае, если к вопросу не прилагаются варианты ответов.
В этой связи в число наиболее важных задач руководства любого вуза входит поиск механизмов, направленных на повышение качественного уровня абитуриентов, привлечение не только талантливых, но и ментально готовых к конкуренции на своём направлении подготовки юношей и девушек.
Что такое проект «Лидер школы России»
Одной из программ, которая должна способствовать достижению этой цели, как раз и является конкурс «Лидер школы России». Его суть заключается в том, что ещё в 11 классе или даже раньше любой ученик, в каком бы регионе страны он ни учился, может заключить соглашение с Горным университетом о намерении участвовать в проекте. В том случае, если он наберёт по итогам сдачи ЕГЭ необходимый пороговый балл (для каждой специальности он разный), то станет претендентом на право гарантированного зачисления в старейшее высшее техническое учебное заведение России.
Самое интересное, что произойдёт это ещё за месяц до окончания приёмной кампании, то есть помимо прочего ребята избавляют себя от излишних нервных переживаний. Механизм работает следующим образом. В том случае, если молодые люди в августе попадают в списки поступивших на бюджетные места, то обучаются они за счёт бюджетных ассигнований. Если же этого не происходит, то Горный университет оплачивает им весь срок обучения за счёт собственных средств.
«Для того, чтобы воспитать новое поколение инженеров и учёных, необходимо не только внедрять в образовательный процесс современные технологии и методики, совершенствовать инфраструктуру и повышать качество профессорско-преподавательского состава. Не менее важно сформировать конкурентную среду, которая мотивирует студентов проявлять свои лучшие качества – трудолюбие, усердие, целеустремленность. При этом следует понимать, что абитуриенты «не берутся из ниоткуда», они приходят к нам из школы. Поэтому наша задача – ещё на школьной скамье продемонстрировать молодёжи, что их нацеленность на успехи в учёбе, участие в общественной и научно-исследовательской работе, спортивных состязаниях, а главное – выбор конкретной парадигмы развития, обязательно будут отмечены, в том числе и материально. Для победителей конкурса «Лидер школы», например, у нас предусмотрены дополнительные стипендии, возможность приоритетного выбора места в общежитии, бесплатное питание и ряд других стимулирующих мер. В частности, компенсация билетов домой после первой сессии, на которую мы потратили более 13 миллионов рублей. Этот проект – часть нашей работы, нацеленной на повышение качества человеческого капитала и создание синергии за счёт интеграции высшего и среднего образования», - подчеркнул Владимир Литвиненко.
Что думают о проекте «Лидер школы» директора школ
Елена Волгунцева - одна из тех, кто получил грант за популяризацию инженерного образования. Она возглавляет школу № 4 имени Александра Сидоровнина, которая находится в городе Сорочинск Оренбургской области. В Горный университет приехала не впервые, привозила сюда своих учеников ещё осенью 2023 года. Причём, вуз произвёл на ребят такое впечатление, что половина их них решила сюда поступать.
«Проект «Лидер школы» - прекрасная инициатива. На мой взгляд, она направлена не только на мотивированную часть школьников, но и, что очень важно, на тех, кого надо немного подтолкнуть, показать, что это реальная возможность добиться успеха. Убедить в том, что всё обязательно получится, нужно лишь приложить усилия, быть целеустремлённым и старательным учеником», - говорит Елена Волгунцева.
Её коллега, директор Лицея при Томском политехническом университете Инесса Кашенова также «двумя руками» поддерживает идею конкурса. Популяризирует её через социальные сети, рассказывает о ней школьникам во время внеурочных занятий.
«Это действительно реальный шанс поступить в один из флагманских вузов страны. Абсолютно искренне об этом говорю. Замечательный старт для талантливых, перспективных ребят, которые хотели бы получить качественное инженерное образование и связать свою судьбу именно с теми специальностями, которым обучают в Горном университете. Это и нефтегазовое дело, и энергетика, и геоэкология, и геомеханика, и многие другие направления подготовки, крайне востребованные со стороны российской промышленности», - считает Инесса Кашенова.
Что думают о проекте «Лидер школы» участники его первого сезона
На церемонии открытия Всероссийского семинара «Новые подходы к школьному образованию в интересах формирования технологического лидерства страны» присутствовали лауреаты конкурса «Лидер школы России» прошлого года. Сейчас они учатся в Горном университете и абсолютно уверены в том, что сделали удачный выбор.
Так, Софья Логинова, которая приехала в Петербург из Республики Коми, говорит, что давно мечтала поступить именно в первый отечественный технический вуз. Поэтому, когда в 11 классе ей предложили принять участие в проекте, девушка ни секунды не колебалась. Правда, думала, что стать его лауреатом будет гораздо сложнее.
«Я действительно предполагала, что нужно будет писать какую-то работу или проходить вступительные испытания, но всё оказалось гораздо проще. Достаточно было иметь желание стать в будущем инженером или учёным и набрать затем на ЕГЭ баллы выше порогового значения. Со своей стороны руководство Горного университета гарантировало ряд привилегий. Например, компенсацию дороги домой после первой сессии и приоритетный выбор места в общежитии. Но лично для меня самым главным преимуществом было зачисление на первый курс в начале июля. То есть пока все мои одноклассники «находились в гонке», я уже одержала в ней победу», - поделилась эмоциями Софья Логинова.
Данила Шимко приехал в город на Неве из Москвы специально для того, чтобы поступить на специалитет. Он вспоминает, что инфраструктура петербургского вуза превзошла все его ожидания и произвела буквально ошеломляющее впечатление. Причём, это касается и уровня общежитий, и лабораторий, и виртуальных тренажёров, на которых можно оттачивать свои навыки до выезда «в поля», на производственную практику.
«Тем ребятам, которые поступили по гранту «Лидер школы», действительно оказывается очень серьёзная поддержка. Причём, она не прекратилась и во втором семестре. Например, студентам, которые сдали сессию на отлично, Горный университет из собственного бюджета выплачивает повышенную стипендию в размере 10 тысяч рублей ежемесячно, а тем, у кого есть четвёрки – 5 тысяч рублей. По итогам полугодия старосты групп могут рассчитывать на поощрение в размере 25 тысяч. Но для этого, конечно, надо проявлять себя в общественной работе, учёбе, спорте, проявлять интерес к науке. Ещё один плюс – «Перекус Горняка», то есть бесплатное питание, – суп, два пирожка и чай – предусмотренное для всех участников конкурса», - рассказал Данила Шимко.
Кстати, вполне возможно, стать его лауреатом в нынешнем году будет даже несколько проще, чем в предыдущем. По крайней мере, число мест, предусмотренных для будущих студентов, ставших победителями проекта, увеличилось с тысячи до тысячи шестисот. В том, что такой подход способствует зачислению на первый курс в целом гораздо более мотивированной, чем прежде, молодёжи, никто не сомневается. О том же свидетельствуют и сухие цифры: ни один победитель проекта по итогам минувшей сессии из Санкт-Петербургского горного университета отчислен не был.