Перейти к основному содержанию

Владимир Литвиненко: «Стипендия студента и заработная плата преподавателя должны содействовать достижению цели университета»

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко заявил о необходимости роста дифференциации ежемесячных выплат в адрес учащихся и преподавателей. Поощрение тех, кто достойно проявляет себя в работе и внеурочной деятельности, в том числе и материальное, он назвал неотъемлемой частью идеологии вуза. «Форпост» решил выяснить подробности нововведений и понять их концептуальный смысл.

- Владимир Стефанович, Вы говорите, что дифференциация заработной платы преподавателей и стипендий студентов – это часть идеологии университета и инструмент достижения целей, стоящих перед высшим учебным заведением. Что это значит?

Владимир Литвиненко: Как известно, идеология - это совокупность взглядов, понятий и ценностей, выражающих интересы общества. Её наличие способствует реализации основополагающих принципов сознательной человеческой деятельности, достижению итоговой цели или, если желаете, сверхзадачи, стоящей перед социумом в целом и каждым его представителем, в частности.

лаборатория
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Для университета, а также для преподавателей, которые здесь работают, и студентов, которые здесь учатся, такой сверхзадачей является подготовка нового поколения профессиональных инженеров, учёных и педагогов, мотивированных к работе на производстве, в лабораториях и аудиториях. В её основе лежат фундаментальные базовые знания модуля дисциплин: общеобразовательных, общетехнических и узконаправленных по профилю специальности, а также производственные навыки и дополнительные компетенции.

В то же время следует понимать, что неотъемлемой составной частью образовательного процесса является формирование и развитие личности. Более того, ещё Константин Ушинский говорил, и я с ним, безусловно, согласен, что «воспитание духовной стороны человека — это главное в современной педагогике». Наш выпускник, и мы это неоднократно подчёркивали, должен быть не только квалифицированным специалистом, но также физически крепким, гуманизированным человеком, патриотом своей страны, готовым отстаивать, как личные, так и государственные интересы. Он должен обладать аналоговым мышлением, уметь делать самостоятельные выводы, читать книги, а не «залипать» круглые сутки в смартфоне, быть, прежде всего, созидателем, а не потребителем.

студент
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Это неотъемлемая часть нашей идеологии. Как и тот факт, что лучшие преподаватели и студенты должны быть поощрены, в том числе за активную жизненную позицию, ретрансляцию наших взглядов и ценностей среди пока ещё неокрепших умов молодёжи. Введение стимулирующих доплат – это один из компонентов формирования конкурентной среды, которая представляет собой рыночный механизм развития. У нас нет сомнений в том, что, если каждый преподаватель и студент будет работать и учиться, исходя из принципов разумной состязательности, то мы сумеем повысить качество университетского образования в интересах производства и индустриальной экономики нашего государства. То есть добьёмся поставленной цели.

- Каким образом это будет происходить на практике?

Владимир Литвиненко: Это уже происходит. Мы учитываем сложившийся баланс зарплаты преподавателей и стипендий студентов, исходим из существующего положения дел. То есть речь идёт именно о надбавках. Их размер, если говорить о педагогах, составляет от 10 до 80 тысяч рублей ежемесячно или единовременно, по итогам работы, направленной на получение того или иного эффекта. Общая сумма таких доплат доходит до 40% от всей заработной платы.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Мы оцениваем, прежде всего, личные достижения в ходе выполнения индивидуального учебного плана, участие в общественной жизни, научных исследованиях, нацеленных на генерацию новых знаний, наличие публикаций о результатах этих изысканий. Особое внимание уделяем наставникам, кураторам учебных групп. Их труд, направленный на культивацию в молодёжной среде определённых ценностных ориентиров, отчасти утерянных нами в последние десятилетия из-за чрезмерного увлечения либеральной идеологией, сегодня приобретает ещё большее значение, чем прежде.

Именно они занимаются воспитательной работой со студентами, в том числе, разъясняют им истинные причины специальной военной операции, раскрывают взаимосвязь между процветанием страны и личным успехом, объясняют, что именно в России, а не за границей ребята имеют все шансы на самореализацию.

Для студентов предусмотрен более широкий спектр стимулирующих доплат. Например, для участников пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования России, то есть для обучающихся первого курса, которые успевают на «хорошо» и «отлично», предусмотрена повышенная ежемесячная стипендия в сумме 5 и 10 тысяч рублей соответственно. Плюс компенсация проезда домой во время каникул для иногородних ребят, которая производится исключительно за счёт собственных средств вуза. Её размер – 20 тысяч рублей. Если суммировать наши расходы, то в этом семестре общий размер выплат в адрес учащихся первого курса превысит 40 миллионов рублей.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Стипендия студентов второго и более старших курсов, которые сдали экзамены на «отлично» и «хорошо» – 5 и 4 тысячи рублей. Но за лидерские способности, которые они проявляют в научной деятельности, общественной работе, на спортивных соревнованиях предусмотрено повышенное финансирование - 10 тысяч рублей в месяц. Для отдельной категории производится доплата за аренду места в общежитии.

Существуют и другие надбавки, в том числе разовые. Допустим, по итогам осеннего семестра, перед прошлым Новым Годом, более 2 тысяч студентов университета получили дополнительные выплаты в размере от 7 до 45 тысяч рублей каждый. При этом социальная стипендия доступна для всех, она выплачивается в соответствии с Федеральным Законом и составляет от 3 до 20 тысяч в месяц. На основании решения специальной комиссии также может быть оказана единовременная материальная поддержка - от 10 до 200 тысяч.

С моей точки зрения стратегия, принятая на вооружение Горным университетом, полностью коррелируется с тезисами Президента, которые были им озвучены в ходе недавнего послания Федеральному Собранию РФ. Ставка на подготовку кадров, готовых трудиться в экономике ХХI века, на молодёжь – это и есть приоритетная задача не только для нашего вуза, но и для всей высшей школы России.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов