Перейти к основному содержанию

Петербургские школьники займутся разработкой научных проектов под патронажем учёных Горного университета

энергокласс
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Ученики девятого энергокласса школы №334, который был создан в прошлом году Санкт-Петербургским горным университетом императрицы Екатерины II совместно с компанией «Ленэнерго», займутся воплощением в жизнь своих первых серьёзных научных разработок. Они затрагивают такие области знаний, как экономное распределение энергоресурсов в быту, альтернативные варианты получения энергии, рост эффективности изоляторов для высоковольтных линий передач и ряд других.

Для того, чтобы уточнить и распределить между собой темы проектов, ребята прибыли в старший технический вуз России, где их встретили кураторы, которые на протяжении вот уже более полутора лет читают школьникам лекции об управлении энергией и способах повысить эффективность её использования. Представители университета отметили, что теоретическая часть исследований, которая включает, в том числе, чёткий план проведения тех или иных экспериментов, должна быть завершена уже к маю. А в следующем учебном году подростки приступят к изготовлению реальных физических объектов. Например, робота для очистки солнечных панелей.

Как пояснил ректор Горного университета Владимир Литвиненко, процесс совершенствования системы подготовки кадров для реального сектора отечественной экономики предполагает не только модификацию учебных планов высших учебных заведений. Не менее важна и трансформация среднего образования, ведь студенты вузов — это вчерашние школьники, а значит результативность их обучения в вузе во многом зависит от того багажа знаний, который они получили в детском и подростковом возрасте. Ещё одна немаловажная деталь — рост ответственности за качественное пополнение своего кадрового резерва со стороны работодателей.

Литвиненко
© Форпост Северо-Запад

«Успешная интеграция этих трёх составляющих возможна за счёт создания эффективных цепочек «школа-вуз-предприятие». Данная концепция предполагает, что склонные к техническим наукам ребята при помощи академического и бизнес-сообществ начинают выстраивать свою карьерную траекторию ещё в тринадцать-четырнадцать лет. То есть, обучаясь в 8 или 9 классе, они уже понимают, в какой отрасли и даже в какой конкретно компании хотели бы в перспективе работать. Один из профильных проектов мы реализуем совместно с компанией «Ленэнерго». Наши воспитанники постепенно интегрируются и в корпоративную, и в студенческую жизнь. В частности, слушают лекции преподавателей Горного университета, учатся работать с профильным программным обеспечением и даже, как видите, начинают разрабатывать свои первые настоящие исследовательские проекты. Мы делаем всё возможное, чтобы дать молодёжи понять: наука – это интересно и увлекательно. Такой подход жизненно необходим для воспитания нового поколения талантливых учёных и инженеров», — подчеркнул Владимир Литвиненко.

Классный руководитель энергокласса школы №334 Ольга Брянцева говорит, что старшеклассники сегодня зачастую не могут определиться, с какой профессиональной сферой хотят связать своё будущее. И даже поступив в вуз, не всегда понимают, подходит им получаемая специальность или же нет. Совсем другое дело, дети, которые начинают свой путь с 8-го профильного класса. За годы учёбы они составляют объёмное представление о профессии и к моменту зачисления в университет уже могут чётко ответить на вопрос, действительно ли им интересна данная парадигма развития. Это помогает сделать более осознанный выбор и стать в перспективе максимально востребованными на рынке труда.

энергокласс
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Все мы прикладываем массу усилий к тому, чтобы вырастить из этих ребят настоящих инженеров. В их расписании предусмотрено большее, чем у других школьников, количество уроков по физике, информатике и математике, дополнительно преподаётся графическое черчение в системе трёхмерного моделирования «Компас». Мы также акцентируем внимание на обязательном приобретении учениками нашего энергокласса практических навыков. Например, менее чем через два месяца они получат специальность электромонтёра по эксплуатации распределительных сетей. Большая работа проходит в рамках интеграции школьников в студенческую среду в Горном университете, куда мы их регулярно привозим для того, чтобы они смогли составить чёткое представление о потенциальном месте своей будущей учёбы. О требованиях, которые здесь предъявляются к студентам. Всё это позволит им в будущем реализовать свой потенциал, стать успешными людьми и принести пользу своей стране», — рассказала Ольга Брянцева.

В энергокласс попадают дети, изначально ориентированные на профессию. При зачислении учитывается не только средний балл по математике, физике и информатике, который не может быть ниже «4», но также результаты эссе на тему «Почему я хочу быть инженером». К тому же и детей, и родителей заранее предупреждают об интенсивности обучения. Учебная неделя длится пять дней, а получение практической специальности происходит по субботам.

В династии одного из учеников профильного класса Германа Школьникова – все врачи. Но сам он решил посвятить свою жизнь профессии инженера и уверенно движется к своей цели. По крайней мере, при распределении научных проектов молодой человек выбрал тему повышенной сложности. Он будет трудиться над созданием интеллектуальной системы диагностики двигателя электромобиля.

энергокласс
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Для меня и моей семьи очень важно хорошее образование. И когда в конце 7-го класса встал вопрос выбора, я решил продолжить обучение в техническом направлении. Во-первых, из-за того, что мне всегда было интереснее заниматься математикой или делать что-то своими руками, чем писать сочинения. Во-вторых, потому, что создавать какие-то новые технологии или повышать эффективность старых – это интересно и престижно. Заданную траекторию моего будущего иначе, как идеальной не назовёшь. Я действительно хочу поступить в Горный университет, а затем пойти работать в «Ленэнерго», — поделился планами Герман Школьников.

Вместе с ним и ещё двумя ребятами над интеллектуальной системой диагностики будет трудиться и Мария Филиппова. Она призналась, что любит браться за сложные темы, поскольку такой подход позволяет быстрее «переходить на другой уровень».

энергокласс
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Я обожаю географию, но в седьмом классе влюбилась и в физику. Поэтому в энергокласс поступала осознанно и ни капли об этом не жалею, учиться здесь мне нравится. Если говорить о теме нашего проекта, то она, конечно, сложная. Но, я считаю, что мы обязательно добьёмся результата, потому что у нашей команды есть интерес к работе в этом направлении», — рассказала Мария.

Доцент Образовательного центра цифровых технологий Горного университета Николай Королёв уточнил, что все изыскания школьники будут проводить под присмотром опытных наставников из числа сотрудников Горного университета. Более того, для каждого из проектов уже подобрана конкретная локация, что позволит минимизировать время, отведённое на создание разработок.

энергокласс
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Между группами школьников мы распределили отдельные задачи, которые являются частями фундаментальных или прикладных научных исследований учёных нашего вуза. При этом мы оставили им поле для фантазии и творчества, чтобы вдохновить ребят и продемонстрировать целесообразность их трудозатрат. Для того, чтобы они получили возможность не только провести эксперименты, но и достигнуть желаемых результатов, под каждый проект уже подобрана лаборатория, оснащённая всем необходимым оборудованием», — подчеркнул Николай Королёв.

Отметим, что энергокласс в школе №334 — далеко не единственный подобный проект Санкт-Петербургского горного университета. Аналогичные коллаборации вуз строит и с другими флагманскими отечественными компаниями.

энергокласс
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов