Перейти к основному содержанию

Почему китайские школьники лидируют на международных образовательных олимпиадах

китайские дети
© Форпост Северо-Запад

Экономика и лингвистика – две научные дисциплины на общемировых олимпиадах для школьников, где китайские дети ещё не имеют безоговорочного лидерства. Зато по математике, физике, химии и информатике они уже традиционно опережают соперников в командном зачёте с большим перевесом. В чём же секрет успеха?

Поищем ответ в отчёте Министерства образования Китайской народной республики за 2023 год. Первым обращает на себя внимание факт скорее отрицательный – значительное сокращение количества учебных заведений, на 20 200 за год. Даже для огромного Китая это серьёзная потеря, почти 4%.

Россия за тот же период «оптимизировала» чуть более 1% школ. Однако это не повод для паники. Продолжается урбанизация: люди переезжают из сельской местности и малых городов в мегаполисы. Там строятся новые школы, а в пустеющих населенных пунктах они закрываются. Кроме того, идёт процесс укрупнения учебных заведений. Это происходит, например, так: некогда аварийная школа по окончании капитального ремонта возвращается в строй не под своим старым номером, а присоединяется в качестве отдельного учебного корпуса к соседней.

школа в России
© Евгений Матвеев, unsplash.com

Возможно, подобное проводится и в Китае. По крайней мере, урбанизация там проявляется мощнее, чем в России.

В случае с Поднебесной интересны не общие цифры, а изменение образовательной структуры. Сокращение количества школ наблюдается исключительно в секторе частного образования. Процесс движется настолько активно, что общий показатель оказался отрицательным, несмотря на рост в государственном сегменте. Если в 2020 году в КНР насчитывалось 186 700 частных учебных заведений, то по итогам 2023-го осталось только 167 200. Означает ли это, что успехи китайских детей на олимпиадах связаны с отказом от частного образования в пользу государственного? Отнюдь.

Китай не собирается отказываться от частного образования. Более того, с 2003 года в стране действует закон о его «поощрении». Судя по данным о сокращении количества частных школ, может показаться, что отношение к «буржуазному» формату в последние годы изменилось до обратного. Это поверхностный взгляд. Поднебесной чужды политические развороты. Государство по-прежнему поддерживает частную образовательную инициативу, что не мешает ему совершенствовать регулирование, и довольно радикально.

В 2021 году в закон были внесены существенные поправки. Основная из них ввела запрет частным школам на распределение прибыли в пользу учредителей, то есть, по сути, сделала эти учреждения некоммерческими. Им сохранено право на реализацию собственных образовательных программ, но финансовые излишки теперь могут направляться лишь на приобретение учебного оборудования и зарплату преподавательского состава. От этих затрат, как известно, качество образовательного процесса зависит напрямую. Будь то государственная школа или частная.

школьные принадлежности
© Thomas Kolnowski, unsplash.com

Кстати, сектор негосударственного образования в КНР, несмотря на сокращение в последние годы сохраняет весомую долю – более трети всех школ в стране. Это намного больше, чем в России. У нас – всего 2,3%.

Некоммерческий статус частных школ подталкивает их и к увеличению штатной численности преподавателей. По этому показателю процесс там идёт синхронно с государственным сектором. В течение 2023 года учительский корпус в стране прирос на 114 200 человек. В старших классах удалось достичь соотношения менее 13 учеников на одного преподавателя.

Россия в этом отношении теряет позиции. По данным сборника «Образование в цифрах» в 2022 году у нас был один преподаватель на 20 старшеклассников. В 2019-м году – 19. В Великобритании это соотношение равно 16. В США 15, а в крупнейших странах Евросоюза 11-13. КНР сегодня среди лидеров. Тем не менее, страна не только расширяет приём на педагогические специальности в университетах, но и проводит кампанию возврата пенсионеров в профессию. В ближайшие 3 года в школы вернутся около 120 тысяч педагогов «серебряного возраста».

«Помня о своей цели, будь терпелив. Ведь изменения – это то, что приходит не сразу, но как бы само собой» – гласит древняя «Книга пути и достоинства» (Дао де цзин).

В 2023 году китайцы в очередной раз увеличили ежегодные государственные расходы на одного учащегося: в начальной школе с 650 до 720 юаней, в неполной средней школе – с 850 до 940 юаней.

Из почти 19 миллионов представителей учительского сообщества отобрано 25 наиболее талантливых педагогов. Сегодня они передают свой опыт на мастер-классах и вебинарах по всей стране, как для коллег из государственных школ, так и из частных. И вполне возможно, через 3-5 лет «как бы само собой» образовательный Олимп вполне может окончательно стать китайским.