Перейти к основному содержанию

Компанию Total Energies обвинили в «непредумышленном убийстве» своих субподрядчиков

АЗС
© Photo by Claude Nai on Unsplash

Прокуратура Франции начала расследование в отношении корпорации Total Energies, которую обвиняют в «непредумышленном убийстве и неоказании помощи людям, оказавшимся в опасности». Иск с такой формулировкой был подан от лица граждан Мозамбика, оставшихся в живых во время нападения боевиков террористической группировки «Исламское государство» (запрещена в РФ) на город Пальма, а также родственников жертв той трагедии.

Она произошла в приграничном с Танзанией городе и его окрестностях ещё в марте 2021 года. Тогда вооружённые радикалы взяли под свой контроль довольно обширную территорию в провинции Кабо-Дельгаду и удерживали её в течение двух недель. За это время они убили свыше 50 человек, включая военных, а около 35 тысяч местных жителей бежало из своих домов, опасаясь репрессий, или было принудительно выселено и депортировано.

Одним из объектов, который был атакован террористами, стал строящийся неподалёку от Пальмы завод по производству СПГ. Это предприятие контролирует именно Total Energies, в связи с чем потерпевшие и решили подать против неё иск во французскую прокуратуру. В документе они акцентировали внимание на том, что энергетический гигант «не обеспечил вертолёты топливом для эвакуации мирных жителей из района, где свирепствовали экстремисты». То есть не смог защитить своих субподрядчиков, хотя должен был это сделать и теоретически имел такую возможность.

Франция
© Форпост Северо-Запад / Максим Ратников

Представители компании, комментируя начавшееся расследование, в один голос отвергают обвинения в адрес своего менеджмента в Мозамбике. Они заверяют, что местное руководство, напротив, предприняло все возможные меры к тому, чтобы сократить число убитых и раненых. В частности, «оказало экстренную помощь и эвакуировало со строительной площадки две с половиной тысячи человек, включая гражданских лиц, персонал, подрядчиков и субподрядчиков».

Предсказать, чем завершится это расследование довольно сложно, как и оценить перспективы СПГ-проекта стоимостью 20 миллиардов долларов. Сейчас он заморожен, причём на неопределенный срок, «до тех пор, пока ситуация с безопасностью в этом районе не улучшится». А она продолжает оставаться весьма непредсказуемой. Несмотря на то, что властям в целом удалось взять ситуацию в регионе под контроль, террористы там всё ещё остаются грозной силой. Они не только совершают набеги на деревни с целью грабежа и запугивания местных жителей, но также берут на абордаж небольшие морские суда, экспроприируя их у законных владельцев. Кроме того, боевики нередко нападают на военных или полицейских для того, чтобы завладеть их оружием, что является очевидным дестабилизирующим фактором, препятствующим притоку инвесторов.

Само собой, проблемы, возникшие у Total Energies, не прибавят ни самим французам, ни другим транснациональным корпорациям желания вкладывать свои капиталы в неспокойный регион. Ведь окупаемость вложений в провинцию Кабо-Дельгаду и так находится под большим вопросом, а перспектива возможных судебных издержек делает их ещё менее привлекательными. В том числе по причине отказа от сотрудничества со стороны потенциальных кредиторов и страховых компаний.

нефть
© saudiaramco.com

Конечно, так думают далеко не все. Например, итальянская Eni сейчас находится в активной стадии переговоров с местными органами власти об удвоении своих мощностей по сжижению природного газа, добываемого на шельфе Мозамбика. Действующий завод производит 3,5 млн тонн СПГ в год, это сравнительно немного, однако с учётом специфики района Пальмы, озвученные планы развития бизнеса иначе, как «чрезвычайно амбициозными» не назовёшь. Тем более, что других подобных примеров не наблюдается.

А ведь помимо метана, недра региона богаты такими природными ресурсами, как золото и рубины, которые могли бы стать существенным источником дохода и для федерального бюджета, и для граждан страны. Ещё один очевидный вектор развития провинции – её превращение в транспортный хаб. После того, как йеменские хуситы начали атаковать суда в Красном море, через Мозамбикский пролив проходит уже более трети всех мировых танкерных перевозок.

Впрочем, до тех пор, пока власти бывшей португальской колонии не решат задачу искоренения радикально настроенных военизированных группировок, транзитные корабли вряд ли станут массово заходить в местные порты. Да и освоение залежей природного газа на шельфе будет вестись по остаточному принципу. Говорить о том, что перелом в борьбе с террористами близок, не приходится. По некоторым сведениям, их активность в нынешнем году вновь начала повышаться, в связи с чем ряд экспертов высказал опасения относительно вероятности повторения трагедии 2021 года.

Мозамбик
© Photo by Deborah Varrie on Unsplash