Перейти к основному содержанию

Стало известно, кому достанутся затонувшие серебряные слитки с «индийского титаника» стоимостью свыше 50 миллионов долларов

корабль
© Photo by Karl Callwood on Unsplash

Верховный суд Великобритании постановил, что сокровища, поднятые со дна Индийского океана английской компанией Argentum Exploration, не могут ей принадлежать, поскольку известен их настоящий владелец. Как оказалось, собственником 2364 слитков серебра, которые без малого 80 лет были скрыты в пучине вод, является Южная Африка. Именно туда из Бомбея следовал корабль Tilawa, потопленный японской подводной лодкой 23 ноября 1942 года.

Во времена II мировой войны, которая тем или иным образом затронула подавляющее большинство государств земного шара, крушение судов вследствие попадания торпед противника или детонации боекомплектов было делом довольно частым. Учитывая, что число погибших в некоторых случаях исчислялось тысячами, трагедия, произошедшая недалеко от Сейшельских островов, стала далеко не самой массовой и не вошла даже в десятку крупнейших кораблекрушений сороковых годов прошлого века.

Из 900 пассажиров и членов экипажа, которые находились на борту в момент попадания вражеского снаряда, погибло «лишь» 280 человек, для подобного рода инцидентов процент спасённых жизней оказалось сравнительно большим. Убедиться в этом довольно легко, достаточно вспомнить об атаке советской субмарины под командованием Александра Маринеско на судно «Вильгельм Густлофф» в 1945 году.

Оно представляло собой плавучую казарму подводного флота фашисткой Германии, но в тот день помимо полутора тысяч немецких солдат и офицеров перевозило ещё примерно три с половиной тысячи беженцев. В итоге из пяти тысяч человек вызволить из воды удалось только 1200, остальные утонули.

скалы
© Photo by Joshua Sukoff on Unsplash

Примерно к такому же количеству жертв привело крушение в Эгейском море норвежского парохода «Ориа», на котором гитлеровцы в феврале 1944 года перевозили военнопленных. В основном итальянцев, которые к тому времени перестали быть их союзниками по причине падения режима Муссолини. Их было около 4 тысяч, выжили в этой катастрофе лишь 28 счастливцев.

Одним словом, история Tilawa действительно могла бы оказаться для того времени довольно заурядной, если бы не несколько «но». Во-первых, оставшиеся в живых люди провели около двух суток, дрейфуя на лодках по Индийскому океану без еды и воды. Британское судно «Бирмингем» прибыло к месту крушения лишь утром 25 ноября.

А, во-вторых, затонувший корабль перевозил серебро, предназначенное для чеканки южноафриканских и египетских денег на монетном дворе ЮАР. В 2020 году груз оценивался в 43 миллиона долларов, но сегодня его стоимость, как минимум, на 15% выше. Точнее сказать довольно сложно, поскольку три с половиной года назад котировки металла резко взлетели, а точную дату оценки компания Argentum Exploration, претендовавшая на слитки, не называет.

водолаз
© Photo by gokhan polat on Unsplash

Её водолазы нашли и извлекли серебро с глубины примерно 2,5 километра ещё в 2017 году, после чего вывезли клад в Соединённое Королевство и заявили на него свои права. Однако законный владелец в лице Правительства Южной Африки не только оспорил их в Верховном суде Туманного Альбиона, но также настоял на том, что никакой компенсации за возвращение слитков Претория платить не обязана. Оба требования были утверждены высшей инстанцией Великобритании.

Таким образом, владелец Argentum, а также руководитель одного из крупнейших хедж-фондов мира Marshall Wace Пол Маршалл, чьё состояние превышает 670 миллионов фунтов, не смог увеличить свою капитализацию. Хотя, судя по благодушным комментариям его представителей, не исключено, что какую-то компенсацию бизнесмен всё же получил.

«В настоящее время заинтересованные стороны достигли соглашения, которое закрывает дело», - приводит Mining.com слова управляющего директора компании Росса Хайетта.

Трактовать их, конечно, можно по-разному. Но с учётом того, что британцы ещё недавно утверждали о намерении взыскать с властей ЮАР, как минимум, оплату издержек, понесённых в ходе операции по подъёму ценного груза, вероятно, его передача действительно будет не вполне безвозмездной.

Тем не менее, для подводников, живущих мечтой найти затонувший корабль с сундуками, набитыми золотом, эта резонансная история должна стать хорошим уроком. Далеко не факт, что подняв клад на поверхность, они автоматически станут его владельцами. Вполне возможно, что сокровища уже кому-то принадлежат, как и серебряные слитки с затонувшей Tilawa.