Перейти к основному содержанию

Санкт-Петербургский горный университет подписал соглашение о сотрудничестве с иранским партнёром

Иран
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Стороны договорились о создании совместных научных, образовательных и исследовательских центров, а также обменах студентами и преподавателями.

В понедельник, 1 июля ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко и президент Университета Имама Хосейна Мохаммад Реза Ахангар поставили свои подписи под соглашением об академическом партнёрстве в области образования, подготовки кадров и научных изысканий. Они отметили, что объединение усилий двух вузов позволит увеличить возможности каждого из них.

В ходе рабочей встречи, на которой обсуждались конкретные проекты, представляющие взаимный интерес, Владимир Литвиненко по просьбе иранских коллег рассказал о пилотном проекте по совершенствованию российской системы высшего образования. Он акцентировал внимание гостей на том, что одна из наиболее серьёзных проблем современности - это дефицит компетентных инженеров, способных повысить эффективность процесса добычи полезных ископаемых и всей цепочки создания из них продукции конечного потребления. Такая конъюнктура характерна практически для всех стран мира, поскольку двухуровневая система образования, навязанная Западом развивающимся государствам, практически исключает подготовку специалистов непосредственно для производства.

США и Европа борются с последствиями такого положения дел во многом за счёт «вымывания мозгов» из других, менее благополучных регионов планеты, тем самым подспудно ещё и ослабляя конкурентов. Но Россия для того, чтобы обеспечить устойчивость своего социально-экономического развития, идёт другим путём – создаёт условия для подготовки собственных молодых инженеров. Именно эти цели и преследует пилотный проект.

Иран
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Самое сложное в этом деле – обеспечить получение студентами навыков и практического опыта. Взять, например, буровиков. Не секрет, что профильные компании применяют различные виды оборудования, которые отличаются и по типу приводных устройств, и по месту расположения, то есть морские или наземные, и по способу перемещения, и по применяемым технологиям бурения. Наша задача – не только ознакомить молодёжь со всеми этими установками, но и предоставить им возможность самостоятельно на них заниматься. Ведь в том случае, если ребята даже поедут куда-то на производство и им позволят там принять участие в рабочем процессе на какой-то конкретной установке, то впоследствии они выйдут на рынок труда в качестве узкопрофильных специалистов. Нам же необходимо, чтобы они имели определённое количество часов наработки на различных станках, это резко повысит их востребованность», - подчеркнул Владимир Литвиненко.

С этой целью петербургский вуз провёл за счёт собственных средств масштабную модернизацию своего учебно-научного полигона «Саблино», установив там самые разные виды бурового оборудования. Теперь студенты могут проходить там не только ознакомительные, но и полноценные производственные практики, и приезжать после окончания 4 курса на предприятия, уже имея за плечами определённый опыт. Впрочем, успех пилотного проекта зависит не только от инвестиций, но также от способности академического сообщества, по сути своей весьма консервативного, ментально трансформироваться.

саблино
В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II стартовали летние практики. Сезон 2024 года по-своему уникален. Впервые у студентов нефтегазового направления появилась возможность получать полноценные производственные навыки в области разведки, освоения и добычи углеводородов на территории Ленинградской области.

«Миссия преподавателя изменилась. Современный педагог должен чувствовать себя, прежде всего, наставником, который несёт ответственность за уровень компетентности 10-20 человек, в зависимости от численности группы. За то, чтобы эти люди получили к моменту выпуска не только теоретические знания, но и необходимые для их профессионального становления практические навыки. Мы вкладываем огромные средства в модернизацию инженерного образования, но человеческий фактор, как всегда, имеет приоритетное значение», - отметил Владимир Литвиненко.

Его коллега Мохаммад Реза Ахангар заявил, что опыт Горного университета в деле совершенствования высшей школы будет очень полезен в будущем не только для российских и иранских университетов, но и для вузов многих других стран. Ведь разговоры об очевидных недостатках двухуровневой системы идут уже давно, причём во всём мире, однако внедрить её оказалось несколько проще, чем модифицировать.

Иран
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«У нас были огромные сомнения в необходимости перенимать этот европейский опыт. Более того, в своё время мы внесли некоторые изменения в свои учебные планы, нацеленные на их адаптацию под стоящие перед нами задачи. Мы искренне надеемся на то, что вы доведёте начатый пилотный проект до логического конца, и сумеете вывести инженерное образование на качественно иной уровень. Точно также мы рассчитываем на то, что наши совместные планы, связанные с развитием сотрудничества, будут реализованы, и это позволит нам стать немного ближе к итоговой цели. А заключается она в создании условий для роста благосостояния и возможностей людей во всём мире, вне зависимости от региона, где они проживают», - обратился президент Университета Имама Хосейна к ректору Горного.

Владимир Литвиненко призвал обе стороны к кардинальному пересмотру целеполагания российско-иранского партнёрства за счёт интенсификации конкретных совместных проектов. К числу перспективных направлений он отнёс, например, исследования, связанные с поиском и добычей глубинной нефти, а также строительством нефтехимических заводов, технологическая цепочка которых позволяет производить из углеводородного сырья пластмассовые изделия, автопокрышки, растворители, моющие средства, лекарства, косметику и другие товары конечного потребления.

В завершение представители российского и иранского вузов обсудили некоторые конкретные пункты будущей дорожной карты, а Мохаммад Реза Ахангар прочёл актовую лекцию для студентов Горного университета, посвященную выдающимся персидским учёным. Среди них такие знаменитые на весь мир личности, как Авиценна (ибн Сина); Омар Хайям, более известный у нас, как поэт, но помимо этого ещё и философ, и математик; автор многочисленных монументальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии и ряду других наук Хафиз Ширази, живший в ХI-ХII веке, и многие другие.

Иран
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
Иран
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов