Перейти к основному содержанию

Исчез ещё один негативный эффект от западных санкций против России

танкер
© aramco.com

Впервые с 2022 года цена аренды корабля для транспортировки российской нефти сравнялась с аналогичными тарифами для других мировых экспортёров. Это значит, что судовладельцы больше не рассматривают подобные перевозки, как более рискованный, чем до начала специальной военной операции бизнес.

Стоимость фрахта танкеров для доставки жидких углеводородов сорта Urals из Новороссийска в Индию на кораблях вместимостью 140 тысяч тонн упала до 4,5 миллионов долларов, хотя ещё в начале лета за один рейс по тому же маршруту нужно было заплатить порядка $6-6,5 млн. А два года назад – баснословные $20 млн, то есть порядка 20 долларов за каждый баррель.

Учитывая, что ограничительные меры против российской нефти, введённые в декабре 2022-го, на несколько месяцев уронили котировки отечественного чёрного золота ниже уровня 60 долларов за бочку, такие ставки, само собой, крайне негативно влияли на размер прибыли наших экспортёров. Но теперь всё это в прошлом. Более того, за поставку в ту же самую Индию казахстанской нефти марки CPC Blend, на которую санкции не распространяются, перевозчики в июле попросили 4,8 миллиона долларов. То есть даже чуть больше, чем за Urals.

«За последний месяц фрахт танкеров Suezmax (эти суда вмещают более 1 миллиона баррелей и по своим габаритам способны проходить Суэцкий канал) действительно резко подешевел. Цены на транспортировку нефти, которую запрещено покупать дороже 60 долларов, но которая, тем не менее, торгуется выше предельных значений, близки к общим рыночным показателям», - приводит портал «Asian Oil and Gas» слова руководителя отдела анализа консалтинговой компании Kpler Виктора Катона.

нефть
© ПАО «Татнефть»

Тарифы упали и в других портах погрузки, в том числе расположенных на Балтийском море. Так, если в начале июня доставка жидких углеводородов в Индию из Приморска и Усть-Луги стоила, как минимум, 6 миллионов долларов, то уже в середине прошлого месяца за эту услугу просили лишь $5,5 млн, а сейчас и того меньше - всего лишь $4,7 млн.

Самыми «жадными», как свидетельствуют анонимные источники, оказались греки, которые никак не хотят признавать новую, а точнее – хорошо забытую старую реальность, и всё ещё просят за аренду своих судов больше $5 млн. Правда, «подвинуться» им всё равно придётся, практически все эксперты сходятся во мнении, что в обозримом будущем смены тренда не предвидится.

Объясняя причины сложившегося положения дел, они выделяют два основных фактора. Во-первых, рост числа танкеров, готовых, несмотря на западные санкции, заниматься «запретным бизнесом». Так называемый «теневой флот» формируется из кораблей, которые принадлежат малоизвестным компаниям, зарегистрированным преимущественно в Дубае или Китае и совершающим рейсы под флагами различных африканских стран.

Второе, не менее важное обстоятельство, - падение объёмов экспорта из нашей страны. По итогам июня поставки за границу в среднем сократились на 160 тысяч баррелей в сутки и упали в связи с возросшей активностью отечественных НПЗ до отметки 7,6 миллиона бочек в день. По данным Международного энергетического агентства это привело к сокращению доходов российских профильных компаний по итогам прошлого месяца на 190 миллионов долларов. Впрочем, вполне возможно, аналитики и ошиблись, поскольку не учли в своих расчётах бонусы, полученные от снижения стоимости фрахта.

танкер
© pixabay.com

Что касается биржевых котировок, то в июне баррель сорта Urals, согласно данным Министерства экономического развития, стоил в среднем $69,58, а сейчас пытается штурмовать психологически важный уровень - 80 долларов за бочку. То есть пресловутый «потолок цен» никакого влияния на торговлю с потребителями российской нефти не оказывает, её основным определяющим фактором, как и раньше, остаётся баланс спроса и предложения.

Согласно данным Kpler, в прошлом месяце экспорт из Саудовской Аравии резко сократился, сразу на 930 тысяч бочек в день, и составил в среднем всего лишь 5,42 миллиона баррелей в сутки. Столь низких цифр не фиксировалось уже более 10 лет. Другие ближневосточные производители, в том числе Кувейт, Иран и ОАЭ, также уменьшили объёмы своих поставок на международные рынки. Это значит, что, несмотря на все усилия американцев, котировки Urals в ближайшей перспективе останутся на нынешних, вполне приемлемых для России уровнях. Как, впрочем, и тарифы на доставку отечественного чёрного золота в Азию.