Ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко провёл серию встреч со студентами и аспирантами, в ходе которых рассказал молодым людям о нюансах пилотного проекта по совершенствованию высшей школы, инициированного Президентом Владимиром Путиным.
Старейший технический вуз России вновь, как и 250 лет назад, выступает в роли первопроходца. На данный момент это единственное учебное заведение в нашей стране, полностью отказавшееся от двухуровневой модели – бакалавриата и магистратуры, навязанной нам Западом 20 лет назад и не соответствующей реальным потребностям отечественной экономики. Ей на смену пришли образовательные программы, рассчитанные, за некоторыми исключениями, на 6-летний срок обучения.
«Форпост» публикует выдержки из выступлений ректора, раскрывающие основные задачи текущих преобразований и механизмы, призванные повысить качество подготовки кадров, то есть создать условия для безболезненной смены поколений на производстве.
Высшее инженерное образование (заменило бакалавриат)
Владимир Литвиненко: Основная цель школы заключается в том, чтобы подготовить широкообразованного выпускника, обладающего целостным мировоззрением. То есть устоявшейся системой взглядов, оценок и представлений об окружающем мире, а также о своём месте в нём. Очевидно, что если руководствоваться такой логикой, то важными являются все предметы вне зависимости от профиля: и математика, и естественные науки, и гуманитарные дисциплины.
Однако сегодня, к сожалению, школьная программа ориентирована в основном на то, чтобы ученик по окончанию 11 класса успешно сдал ЕГЭ. Знания, как таковые, перестали быть мерилом успеваемости, их заменила примитивная натасканность на решение тестов, что не только обедняет наших абитуриентов, но и не позволяет им сделать осознанный выбор своей карьерной траектории.
Школы, за редким исключением, не мотивируют подростков задумываться об этом, что приводит к возникновению многочисленных неопределённостей. Ребята не понимают, кем они хотят стать в будущем, не могут разобраться, какие предметы им следует изучать усиленно. И в конечном итоге сдают экзамены по тем дисциплинам, которые попросту кажутся им более лёгкими. Потом приходит понимание, что стать нефтяником можно лишь в том случае, если ты сдавал на ЕГЭ физику, но поезд уже ушёл.
Аналитические выкладки последних лет говорят о том, что порядка 30-40% из тех, кто сидит сейчас в зале, не понимают, какие конкретно задачи им предстоит решать после окончания вуза, в том случае, конечно, если они планируют работать по специальности. А это значит, что некоторые из вас в процессе обучения осознают ошибочность решения поступить на то или иное направление подготовки. Многие также столкнутся с нехваткой знаний по ряду предметов, что является прямым следствием современного уровня школьного образования.
Все эти проблемы нам понятны, как и инструменты, с помощью которых мы их нивелируем. Первые два года вы будете учиться по единой для всех программе, осваивать так называемое «ядро» высшего образования – фундаментальные общеобразовательные и общетехнические дисциплины. Это не только позволит подтянуть отстающих, но также заложит базис, способствующий формированию целостного видения и понимания тенденций, происходящих в горной отрасли, на производстве и в стране в целом.
В конце первого курса, в рамках летней школы «Моя специальность», все вы получите возможность ознакомиться с работой ряда профильных предприятий для того, чтобы лучше осознать обязанности их сотрудников, которые в будущем лягут и на ваши плечи. А по окончанию четвёртого семестра 20% лучших студентов, в случае такого желания, получат возможность перевестись на другое направление подготовки. Это будет отличной мотивацией для тех, кто не добрал баллов ЕГЭ, чтобы поступить туда изначально, а также тех, кто, как я говорил выше, понял в процессе обучения ошибочность своего выбора.
Здоровая конкуренция – это основа любого прогресса. Для того, чтобы победить в ней и получить преимущество перед сверстниками необходимо обладать определённым набором личностных качеств: терпением, усидчивостью, склонностью к спортивному образу жизни, участию в научных экспериментах. Не менее важно отказаться от шаблонного цифрового мышления, навязанного нам Западом, поменьше времени «проводить в телефоне» и вспомнить, что лучший способ познания действительности – это аналогия. Поиск ассоциаций, основанный на полученных в нашем вузе знаниях и самостоятельных занятиях, позволит вам принимать более взвешенные решения, вырасти над собой в профессиональном и личностном плане, стать самодостаточными, обеспеченными людьми, создать крепкие семьи.
В нашем университете вам дадут все необходимые для успешной карьеры компетенции. Кроме того, на предприятиях флагманских отечественных компаний – наших партнёров вы получите богатый практический опыт работы на производстве. К концу 4 курса в рамках факультативных занятий освоите минимум две рабочие специальности и 8 дополнительных профессиональных компетенций. Например, научитесь работать на программном обеспечении, которое используется геологами, горными инженерами, нефтяниками. Или пройдёте углублённый курс риторики, ведь недостаточно лишь владеть знаниями, не менее важно уметь отстаивать своё мнение, обосновывать свою позицию.
В Горном, без всякого преувеличения, сформирована благоприятная среда, которая позволит каждому из вас развить свои лучшие качества и победить в конкурентной борьбе. Наша инфраструктура – одна из лучших в России. Это и комфортабельные общежития, и современные, доступные для всех фитнес-центры, и бассейн, и лаборатории, оснащённые передовым оборудованием, и компьютерные классы, и даже свой собственный буровой полигон в Саблино. Мы создали идеальные условия для того, чтобы вы получили самое лучшее инженерное образование в России, стали настоящей элитой и выгодно отличались от ровесников, поступивших на бакалавриат.
Специальное высшее образование (заменило магистратуру)
Владимир Литвиненко: Сегодня лишь 3% выпускников бакалавриата технических вузов, которые не поступили затем в магистратуру, работают по специальности. Это беспрецедентно низкая цифра, усугубляющая и без того острый дефицит инженеров в реальном секторе экономики. Наша задача – доучить молодёжь, довести её компетенции до уровня, соответствующего полноценному высшему образованию.
Мы провели конкурс и отобрали лучших среди наших выпускников бакалавриата. Ваша дальнейшая программа обучения, рассчитанная на 2 года, предусматривает 13 учебных пар в неделю (три дня по три пары и два дня по две). Остальное время отпущено на самостоятельную работу.
Третий семестр завершится госэкзаменом по специальности. Далее начнётся преддипломная технологическая практика, которая продлится 18 недель. Она пройдёт на одной из площадок наших партнёров. Это около 60-80 предприятий.
В рамках 4 семестра вы освоите дисциплины, связанные с подготовкой дипломного проекта, тема которого к тому времени уже будет определена при непосредственном участии кураторов-наставников, которые в Горном университете прикреплены к каждому студенту. Эта работа в обязательном порядке содержит три раздела: научный, экономический и технологический.
Далее все вы вновь отправитесь на предприятия для прохождения двухмесячной практики. На этот раз уже в качестве инженера-стажёра. А затем вам предстоит защитить свой дипломный проект в присутствии представителей компаний, где вы проходили преддипломную практику.
Обучение по программе специализированного высшего образования завершится вручением полноценного диплома инженера, который имеет компетенцию по специальности, востребованной на современном производстве, а также обладает углублёнными научными и экономическими знаниями по своему профилю. В частности, понимает, как формируется себестоимость выпускаемой продукции, способен оценить экономическую эффективность тех или иных производственных процессов.
Аспирантура
Владимир Литвиненко: Как вы знаете, аспирантура нацелена на подготовку преподавателей в сфере высшего образования, имеющих также и научную компетенцию. Наша новая стратегия, одобренная Министерством высшего образования и науки РФ в качестве эталонной и для других ведущих университетов, предусматривает трёхлетнюю подготовку с освоением уже на 1 курсе теоретических основ педагогической и базовой научной компетенции.
Далее аспирант получает удостоверение стажёра-ассистента, и, начиная с 3 семестра, приступает к преподавательской работе на кафедре. После наработки педагогического опыта заведующий кафедрой делает представление на аттестацию аспиранта в качестве профессионального преподавателя. Его учебная нагрузка и научная работа на период аспирантуры соотносятся, как 40 процентов к 60-ти. Педагогическая нагрузка составляет 350-400 часов аудиторных занятий.
Те аспиранты, которые минувшим летом получили опыт соруководителей летних практик, автоматически получили статус наставников, и будут теперь помогать студентам, в том числе, в подготовке дипломных работ. Остальные пройдут специализированные курсы, в рамках которых также получат соответствующую компетенцию.