Эффективность действующей власти регионального уровня, как известно, зависит не только от её способности поддерживать чистоту и порядок на улицах, но также от соотношения реализованных проектов, нацеленных на развитие инфраструктуры, к их изначальному числу. Очевидно, что добиться стопроцентного результата здесь практически нереально, даже при наличии неограниченных финансовых ресурсов, тем не менее, опыт современного Китая или той же Москвы ясно даёт понять: было бы желание, а возможности найдутся.
В Петербурге материализация разнообразных идей, нацеленных на создание более комфортной городской среды, нередко идёт «со скрипом» и далеко не все они в итоге претворяются в жизнь. «Форпост» решил составить рейтинг наиболее интересных прожектов, которые могли заметно изменить жизни тысяч людей (иногда, кстати, не в лучшую сторону), но в итоге так и остались на бумаге.
5 место. Реконструкция исторического центра
Около двенадцати лет назад в кулуарах Смольного родилась замечательная на первый взгляд идея – отреставрировать весь исторический центр Северной столицы. На её реализацию в целом планировалось потратить три десятилетия, в первую же очередь работы должны были начаться в кварталах, расположенных в непосредственной близости от Эрмитажа. План, в частности, предусматривал превращение Миллионной улицы в пешеходную, Круглого рынка – в рыбный, а заброшенного ныне Конюшенного ведомства – в отель. Плюс капитальный ремонт практически всех зданий между набережными Невы и Мойки, вплоть до Марсова поля.
Местные жители, среди которых по понятным причинам во все времена было немало влиятельных фигур, быстро смекнули, что помимо прочего, воплощение этого замысла в жизнь приведёт к потере «родного гнёздышка» и огромным убыткам. Ведь по закону в случае реставрации дома и его расселения, город хоть и обязан предоставить аналогичное по метражу новое жильё, но в любом районе, на усмотрение чиновников. Например, в Колпино, Шушарах или на Ржевке. Понятно, что его стоимость окажется в разы меньше, более того, переезд неизбежно приведёт к утрате «внутренними мигрантами» (если у них, конечно, нет другой элитной недвижимости в центре) прежнего высокого статуса.
В итоге этот грандиозный проект так и остался на бумаге. О том, какую роль в этом деле сыграло лобби собственников квартир на Миллионной и Мойке история умалчивает.
4 место. Метро до аэропорта Пулково
В Петербурге за последние несколько десятилетий было рождено и тут же похоронено огромное количество идей, связанных с развитием транспортной инфраструктуры. В их числе, например, запуск электричек по кольцевой железной дороге, которая должна была соединить спальные районы, лишённые станций метрополитена – Пискарёвку, Ручьи, Сосновую поляну, с окраинами, где таковые имеются – Купчино, Парнас, Обухово и рядом других. Или, старт регулярного транспортного сообщения по Неве, которое позволило бы жителям Рыбацкого и Лахты добираться до центра без пробок. Или строительство Орловского туннеля, который соединил бы перегруженный Пискарёвский проспект со Смольной набережной и поспособствовал бы борьбе с пробками.
Но, пожалуй, самые большие ожидания у жителей города на Неве были связаны с открытием станции метро возле аэропорта. Предполагалось, что 1-я красная линия «подземки» будет продлена от «Проспекта Ветеранов» до «Пулково», и это сделает воздушную гавань северной столицы гораздо более доступной, ведь сейчас добраться до неё можно либо на такси, либо на автобусе от Московской площади. Впрочем, от плана упрощения логистики для авиапассажиров ни городские, ни федеральные власти не отказались, но его реализация пока отложена на неопределённый срок.
3 место. Морские ворота Петербурга
Эта концепция была рождена ещё в начале ХIХ века. Её смысл заключался в том, чтобы заморские гости, прибывавшие тогда в столицу Российской империи в основном через Балтийское море, при первых же видах Петербурга ощущали всё величие и красоту нашего государства. Руководить реализацией этого замысла в жизнь был призван один из лучших архитекторов того времени – Андрей Воронихин, совсем недавно завершивший строительство Казанского собора.
В 1811 году он возвёл «левый створ ворот» - здание, предназначенное для Горного института, первого высшего технического учебного заведения страны. Расширить его площади было необходимо для увеличения числа выпускников вуза в связи с высокой потребностью в инженерах. Их не хватало ни на уральских месторождениях, ни на сталелитейных заводах. А вот ко второй части проекта наш выдающийся зодчий приступить не успел – через год грянула война с Наполеоном, идея была отложена на неопределённый срок, а затем и вовсе забыта. В связи с последующим бурным развитием Нового Адмиралтейства место «правой створки» морских ворот Петербурга было отдано под нужды верфи.
2 место. Северная Венеция
На самом деле Пётр I мечтал обустроить Васильевский остров по примеру Амстердама, а не Венеции. Ведь именно в этом голландском городе, вдоль и поперёк изрезанного каналами, он жил во время своего вояжа по Европе в рамках Великого посольства. Замысел императора начал претворять в жизнь в 1716 году Доменико Трезини. Согласно его проекту водные артерии должны были протянуться параллельно друг другу вплоть до 27 линии, однако вырыть успели лишь половину из них, а также перпендикулярный Большой канал шириной в 85 метров.
Дело встало по весьма прозаичной причине. Из-за болотистой местности вода в каналах быстро зацветала, и очень скоро они превратились в грязные канавы, куда местные жители без всякого стеснения выкидывали мусор. Поставить крест на мечтах Петра Великого, несмотря на их не слишком удачное воплощение в жизнь, долгое время никто не смел, даже после его смерти. Однако в 1767 году Екатерина II всё же велела засыпать искусственные русла на острове, так что от масштабного проекта сохранились лишь названия линий и проспектов.
1 место. Высокоскоростная магистраль.
Задумка императора, прорубившего окно в Европу, вполне могла бы претендовать на лидерство в данном рейтинге, если бы в конце девяностых в кабинетах российского правительства не созрел ещё более грандиозный план. Группа единомышленников из верхних эшелонов власти тех лет (а это был период правления Бориса Ельцина) решила построить между Санкт-Петербургом и Москвой железную дорогу. Да, не простую, а высокоскоростную, поезда по ней должны были ходить со скоростью 300 километров в час.
Ничего фантастического в такой инициативе, конечно, не было. Подобные магистрали в то время успешно эксплуатировались и в Японии, и в некоторых европейских странах. А вот дальнейшие события развивались столь удивительным образом, что сегодня в них даже трудно поверить. Средства на строительство путей и сопутствующей инфраструктуры были взяты в долг у англичан, причём под гарантии государства, которое впоследствии их и отдавало. А потом неожиданно испарились. Единственное, что успели сделать подрядчики – это снести несколько исторических домов возле Московского вокзала, вырыть на их месте огромный котлован под здание вокзала ВСМ и забить в него сваи.
На этом, собственно, всё и закончилось. Самая дорогая яма на всей планете, раскопанная в центре Северной столицы, ещё около 10 лет будоражила умы петербуржцев и гостей города, напоминая о проекте а-ля Нью-Васюки Остапа Бендера. А затем на этой территории был построен торговый комплекс «Галерея», к слову, гораздо более эстетичный, чем снесённые ранее дома.