
Ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко провёл встречу с аспирантами, в ходе которой рассказал о требованиях к их учебно-научной деятельности и поощрениях за успешное выполнение взятых на себя обязательств. Он напомнил, что задачей собравшихся должно стать «становление в качестве преподавателей ХХI века», способных не только продуктивно передавать свои знания новым поколениям студентов, но и мотивировать их к личностному и профессиональному росту.
Владимир Литвиненко подчеркнул, что новая структура образовательной программы, которая реализуется в рамках пилотного проекта по совершенствованию высшей школы, предполагает трёхлетний срок обучения. Её обязательной составной частью является наука, поэтому все аспиранты 2-го и 3-го курсов имеют право и должны работать в составе исследовательских коллективов.
В вузе для этого создана вся необходимая материальная база и собрана команда компетентных руководителей, объединенных общей целью – вырастить плеяду будущих профессиональных преподавателей и учёных. Людей, которым помимо прочего интересно заниматься научными изысканиями и педагогикой, ведь только в этом случае они смогут стать примером для подражания.
«На первом курсе акцент сделан на лекциях и получении педагогических практических навыков. Начиная со второго курса, вы приступаете к работе на кафедрах в качестве «ассистента-стажёра». Не только учитесь у профессоров, в обязательном порядке присутствуя на парах своего наставника, но и получаете право самостоятельного проведения лабораторных работ и практических занятий со студентами. В случае выполнения индивидуального учебного плана, ваша стипендия составит 60 тысяч рублей», - обратился ректор к присутствующим.
Контроль их успеваемости проводится каждый семестр, но в конце второго курса, помимо стандартного аудита, проходит также аттестация на категорию «Профессиональный преподаватель». Получить её можно, сдав экзамены по педагогическим компетенциям и методологии преподавания дисциплин, а также «набрав» 600 часов опыта в качестве «ассистента-стажёра», из которых 400 отводится на занятия со студентами, а 200 – на подготовку к ним. Удостоверение о наличии этого статуса позволяет юношам и девушкам начать полноценную педагогическую деятельность в должности ассистента кафедры, а также получать стипендию в размере 90 тысяч рублей.
Ещё одним нововведением стало привлечение аспирантов к «шефской» работе со студентами. Первый опыт они приобрели в ходе летних практик, выступив наряду со штатными преподавателями в роли их соруководителей. Эксперимент был признан удачным, и теперь молодые люди имеют возможность получить педагогическую категорию «Профессиональный наставник», закрепить за собой группу в количестве не менее 8 человек и увеличить свою стипендию до 130 тысяч.
«Мы не только первое, но и единственное в России высшее учебное заведение, которое модернизировало свои образовательные программы в соответствии с постулатами пилотного проекта, нацеленного на повышение качества подготовки кадров для отечественной экономики. Очевидно, что обеспечить процесс безболезненной смены поколений в промышленности и науке на долгие годы вперёд, можно лишь при наличии сплочённой команды педагогов в сфере высшего образования. Ваша задача - мобилизовать свои усилия для того, чтобы стать неотъемлемой составной частью этой команды, вырасти из начинающих преподавателей в маститых, уважаемых профессоров. Те стимулирующие меры, которые мы вводим, начиная с нынешнего учебного года, в том числе и повышенные выплаты в ваш адрес, нацелены на то, чтобы вы могли сконцентрироваться на деле, посвятив ему максимум времени», - резюмировал Владимир Литвиненко.
Цифры, которые он привёл, прямо скажем, впечатляют. Но насколько реально аспиранту выполнить все нормативы, требующиеся для достижения максимального уровня дохода? С этим вопросом «Форпост» обратился к Милане Крюковой, которая учится на 3 курсе по направлению подготовки «Геомеханика, аэрогазодинамика и горная теплофизика». Её научные интересы связаны с обоснованием энергосберегающих схем проветривания тоннелей, поэтому помимо аудиторных занятий, девушке для проведения исследований приходится нередко спускаться в метро. Причём, исключительно по ночам, когда изысканиям не мешают курсирующие поезда.
В прошлом году Милана получала 50 тысяч рублей в месяц, 20 тысяч – от государства и ещё 30 тысяч – из собственных средств Горного университета. Теперь же, в связи с наличием удостоверения «Профессиональный преподаватель», её стипендия заметно возросла – до 90 тысяч рублей, но останавливаться на этом показателе аспирантка не планирует.
Минувшим летом она была соруководителем практики студентов первого курса, проходившей в Мурманской области, на карьерах и горных комбинатах компании «ФосАгро» - одного из мировых лидеров по объёмам производства минеральных удобрений. Этот опыт позволяет получить статус «Профессиональный наставник», так что дело осталось «за малым» - набрать подшефную группу из 8 человек.
«Мне нравится заниматься наукой, нравится преподавать. Свободного времени остаётся не так много и, казалось бы, брать на себя дополнительную ответственность не вполне разумно. Ведь наставник должен не только помогать своим подопечным в подборе нужной литературы для диплома. В его задачу также входит мониторинг успеваемости, воспитательная работа, позитивная мотивация и так далее. Но для успешной карьеры мне в любом случае потребуются навыки такой коммуникации. И чем раньше я их получу, тем быстрее смогу состояться в качестве профессионального педагога. Думаю, что это нужно и мне лично, и Горному университету, и всей нашей стране», - рассказала Милана Крюкова.
Отметим, что первая повышенная стипендия поступит на счета аспирантов петербургского вуза 10 октября, но рассчитывать на неё смогут лишь те молодые люди, которые не имеют задолженностей, то есть выполняют свой индивидуальный учебный план. В том числе успешно овладевают педагогическими навыками и научными компетенциями.