Один из наиболее популярных у туристов способов знакомства с архитектурными шедеврами города на Неве – это обзорная экскурсия на двухэтажном автобусе. Билеты на неё, как в Париже и некоторых других европейских столицах, действуют в течение суток или двух, что позволяет выйти на любой остановке, прогуляться, а затем вновь вернуться на маршрут. В первом случае их стоимость – 1 800 рублей с человека, во втором – 2 тысячи. Для детей и некоторых других категорий предусмотрены скидки.
Впрочем, индустрия гостеприимства, которая переживает в северной столице настоящий бум и растёт, будто на дрожжах, предлагает и более эксклюзивные варианты передвижения по Петербургу. Некоторые из них покрыты лёгким налётом ностальгии, а потому пользуются весьма заметной популярностью. Причём, не только у людей среднего и старшего возраста, но также у подростков, многие из которых видели подобные образцы транспортных средств лишь в виде макетов или игрушек.
«Форпост» решил составить рейтинг наиболее интересных ретро-экскурсий по историческому центру города, а заодно узнать тарифы на них.
5 место. Икарус
В советское время проезд на автобусе венгерского производства, как, впрочем, и на всех остальных, стоил 5 копеек. Сейчас разовый билет в кассах у Казанского собора, а именно отсюда начинается маршрут, можно купить за 1 тысячу 200 рублей. Если вспомнить, что, к примеру, батон 40 лет назад продавался за 25 копеек, а сейчас – примерно за 70 рублей, то дальнейшие дискуссии об адекватности цен, наверное, становятся неуместными. Из плюсов – проезд мимо всех основных достопримечательностей – Исаакия, Медного всадника, Эрмитажа, Петропавловской крепости и прочих.
Кстати, многие дети раньше «Икарусы» не любили по той простой причине, что в отличие от львовских автобусов, которые заправлялись бензином, венгерская техника ездила на более токсичном дизеле. И выхлопные газы, частично попадавшие в салон, вызывали у ребят не самые приятные ощущения. Впрочем, прогресс не стоит на месте: степень очистки горючего сегодня вышла на совершенно иной уровень, так что подобные проблемы давно ушли в прошлое.
4 место. Карету мне, карету
Этот вид ретро-экскурсии вполне мог бы претендовать и на более высокое место в нашем рейтинге, если бы не его не вполне понятный статус. Городские власти то закрывают глаза на наличие лошадей в центре Петербурга, то начинают с ними непримиримо бороться. Сейчас, например, на Дворцовой площади их нет, хотя ещё совсем недавно они там стояли.
А вот в интернете по-прежнему можно найти немало сайтов, предлагающих прокатиться в конном экипаже, как по центру города, так и в любом другом районе. Цены заметно отличаются, но в среднем один час аренды кареты на компанию до 4 или 6 человек стоит 10-15 тысяч рублей вне зависимости от количества пассажиров.
3 место. Ретро-трамвай
Экскурсия начинается от старейшего в Петербурге трамвайного парка, расположенного на Среднем проспекте Васильевского острова. Изначально он был построен для конок, но уже в 1908 году из его ворот на линию вышли первые электрические машины. Маршрут довольно интересный – проходит он по Петроградской стороне, рядом с Петропавловской крепостью, затем по Троицкому мосту, мимо Марсова поля и Михайловского замка, где в результате заговора, во главе которого стояли англичане, в 1801 году был убит император Павел I.
В отличие от автобусных экскурсий билеты на трамвай, который является точной копией легендарного ЛМ-33, работавшего, в том числе, и в блокадном Ленинграде, можно купить лишь в электронном виде. Их стоимость 550 рублей. Время начала экскурсий – 10.00, 13.00, 16.00 и 19.00.
2 место. ЗИС-8
Этот красный автобус выпускался в тридцатые годы прошлого столетия на Московском автомобильном заводе имени Сталина и был предназначен для работы на городских маршрутах. Спустя девяносто лет машина вернулась к своим непосредственным обязанностям, причём практически в первозданном виде. Внутри стоят всё те же дубовые лавки, на которые, правда, для удобства пассажиров положены подушки.
Цена разового билета точно такая же, как и на «Икарус» - 1 тысяча 200 рублей (для детей до 14 лет – 500 рублей), а вот маршрут несколько иной. Начинается он от Исаакиевского собора или Спаса на Крови, затем проходит по Коломне, Васильевскому острову и Дворцовому мосту. Время в пути – примерно 60 минут. Впрочем, арендовать ЗИС можно хоть на целый день. Оптом он «продаётся» по 10 тысяч рублей за час или 16 тысяч за два.
1 место. Аренда ретро-автомобиля
Конечно, если туристы не ограничены в средствах, то самые яркие воспоминания оставит экскурсия в кругу родных и близких, на которой не будут присутствовать посторонние. Всевозможные компании сегодня предлагают в наём столь широкий спектр транспорта, что взять напрокат можно хоть львовский автобус, вернувший себе популярность после выхода на экраны фильма «Слово пацана». Стоимость – 19,5 тысяч за час удовольствия. Легендарный РАФик (не путать с Toyota RAV4) обойдётся чуть дешевле – 12,5 тысяч.
Что касается ретро-автомобилей, то здесь тарифы очень сильно отличаются друг от друга, поэтому прежде, чем сорить деньгами, следует провести хотя бы небольшой мониторинг рынка. Так, на одном из сайтов за час аренды белой «Чайки» 1975 года выпуска просят те же 19,5 тысяч рублей, а на другом предлагают американский Plymouth 1936 года за 14 тысяч. Причём, деньги эти просят за 4 часа проката.
Audi 1938 года с открытым верхом идёт чуть дороже – 18 тысяч за 4 часа. А вот знаменитая «Волга» ГАЗ-21, которую любил угонять главный герой фильма «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин, стоит втрое дешевле. Одним словом, ретро-экскурсии в Петербурге можно выбрать на любой вкус и кошелёк.