Во второй половине ХIХ века наиболее популярным стилем у петербургских архитекторов стал неоренессанс, впитавший в себя основные принципы и идеи зодчих эпохи итальянского Возрождения. Его характерные черты - симметрия, окна с арочным верхом, декоративные пилястры, то есть вертикальные выступы на зданиях, схожие с колоннами, и венчающие их антаблементы.
В других регионах России, кстати, эта мода не прижилась, а вот столичные жители, возводившие особняки или доходные дома, в большинстве своём предпочитали именно это направление. В итоге за несколько десятилетий в городе на Неве было построено свыше сотни зданий в стиле неоренессанса, многие из которых сохранились и по сей день.
Выбор наиболее эстетичных из них, само собой, носит субъективный характер. Тем не менее, «Форпост» решил дать собственную оценку этим архитектурным шедеврам и составить соответствующий рейтинг.
5 место. Доходный дом Вавельберга
Здание на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы было построено в ХХ веке, за два года до начала I Мировой войны, специально для размещения в нём головного офиса Санкт-Петербургского торгового банка. Квартиры на верхних этажах сдавались в наём. В советское время здесь располагались кассы Аэрофлота. Интернета тогда, как известно, не было, так что за билетами на самолёт жители города преимущественно приезжали именно сюда. Сейчас, после глобальной реконструкции, этот памятник истории и культуры превратился в отель, номера там стоят около 30 тысяч рублей в сутки.
Скульптурное убранство фасада, созданное Леопольдом Дитрихом и Василием Козловым, насыщено барельефами, маскаронами и картушами, а аркада второго этажа, очевидно, напоминает венецианский Дворец дожей, то есть глав Республики, существовавшей вплоть до ХVIII века. Здание вполне могло бы претендовать и на более высокое место в нашем рейтинге, но уж больно мрачный вид ему придаёт облицовка тёмно-серым камнем. Для дождливой северной столицы это, пожалуй, не самое оптимальное решение.
4 место. Доходный дом Прохоровых
Это ещё более поздняя постройка, возведённая в 1914 году на 4-й линии Васильевского острова по проекту архитектора Фомичёва. Летом здание скрыто за деревьями, и со Среднего проспекта его практически не видно, поэтому большая часть дефилирующих там гостей города даже не подозревают о наличии поблизости такого шедевра.
При его строительстве был использован приём постепенного облегчения и обогащения форм архитектурного ордера (это совокупность декоративных вертикальных и горизонтальных элементов) - от дорического и ионического на третьем и четвёртом этажах до коринфского и композитного - на пятом и шестом. В итоге получилась настоящая «конфетка», будто бы созданная в подземном царстве гномов, а затем каким-то чудесным образом перенесённая в Петербург.
3 место. Особняк ван дер Пальса.
Здание на Английском проспекте, 8-10, где сейчас располагается Военный комиссариат Санкт-Петербурга, несколько выходит за стилистические рамки неоренессанса, а потому многие относят его к северному модерну. Прежде всего, в силу ассиметрии, которую придаёт та часть фасада, где находится входная дверь. Однако для голландской школы, в отличие от классической итальянской, такие «вольности» вполне уместны, а потому мы с полным правом ранжируем этот дом в своём рейтинге и присваиваем ему почётное третье место.
Владельцем земли, на которой он был возведён в самом начале ХХ века, являлся руководитель фабрики по производству резины (впоследствии - завод «Красный треугольник») и Первого страхового общества Генрих ван дер Пальс. Несмотря на изрядное состояние, он поручил строительство своего особняка никому не известному архитектору - Вильяму Иогансену. Но сделал это не по причине скупости, а в силу родственных отношений – зодчий приходился братом его жене. Итоговый результат доказывает, что кумовство далеко не всегда идёт во вред делу, иногда получается ровно наоборот.
2 место. Малый мраморный дворец
Свой современный вид дом приобрёл в 1862 году, после глобальной реконструкции, проведённой архитектором Шмидтом. Зодчий не только расширил внутреннее пространство здания, но и переформатировал фасад, полностью облицевав его мрамором и украсив декоративными масками львов. К тому времени неоренессанс ещё не вошёл в моду, поэтому особняк стал одним из первых, построенных в этом стиле.
Через 11 лет его приобрела императорская семья для проживания великого князя Николая Константиновича - племянника Александра II. С тех пор Гагаринская улица, получившая своё название от одноимённой пристани, стала местом массового паломничества «золотой молодёжи», здесь гремели балы, а место их проведения получило статус дворца.
1 место. Государственный архив Военно-морского флота
Строительство главного здания архива, расположенного на углу Миллионной улицы и набережной Зимней канавки, было завершено в 1887 году, в роли руководителя проекта выступил Максимиллиан Месмахер. Многие эксперты считают этот шедевр одним из самых выдающихся образцов петербургской архитектуры, что и неудивительно. Совсем рядом с ним расположены Эрмитаж, Триумфальная арка Главного штаба и Александринский столп, соседство с такими историко-культурными памятниками, что называется, обязывает.
Как было сказано выше, наш рейтинг носит сугубо субъективный характер. В него, например, не попало здание Дворца бракосочетаний №1 на Английской набережной, хотя вполне могло бы. Этот замечательный особняк был построен архитектором Александром Красовским для сына известного мецената и железнодорожника Павла фон Дервиза в самом конце ХIХ века. А с 1904-го по 1917 год его владельцем был внук Александра II - великий князь Андрей Владимирович.