Перейти к основному содержанию

В Санкт-Петербургском горном университете рассказали об изменениях, произошедших в программе аспирантуры

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Они нацелены на повышение эффективности подготовки молодых учёных и преподавателей высшей квалификации, в задачу которых войдёт обучение и воспитание новых поколений российской научно-технической элиты.

В понедельник, 23 сентября в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II завершилась приёмная кампания в аспирантуру. В нынешнем году, в связи с участием первого технического вуза нашей страны в пилотном проекте по совершенствованию подготовки кадров для различных отраслей отечественной экономики, её формат претерпел ряд существенных трансформаций. В частности, на собеседовании с кандидатами, получившими рекомендации к зачислению, оценивался не только их научный задел, но также педагогические компетенции.

«В задачу конкурсной комиссии входил всесторонний анализ личности поступающего. Учитывался не только уровень его эрудированности и заинтересованности в проведении исследований, но также культура речи, внешний вид, умение держаться в обществе, стрессоустойчивость. Это не менее важно, ведь сегодняшним аспирантам предстоит стать лидерами, способным вдохновлять, мотивировать и вести за собой студентов. А значит, помимо прочего, они должны обладать психологической устойчивостью, стремиться к интеграции в академическое сообщество университета, принимать участие в общественной деятельности: конференциях, олимпиадах, кейс-чемпионатах, спортивных соревнованиях. То есть иметь за плечами определенный задел, который позволит им успешно осваивать программу», - рассказал ректор Владимир Литвиненко, лично принимавший участие в отборе.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

По его результатам в аспирантуру поступило 80 лучших кандидатов из России и 10 иностранцев, для которых, к слову, не делалось никаких послаблений. Более того – комиссия также оценивала и уровень их владения русским языком. К зачислению были рекомендованы лишь те молодые люди из-за рубежа, которые могут свободно общаться с представителями принимающей стороны.

В ходе общего собрания аспирантов первого курса Владимир Литвиненко рассказал о некоторых мерах социальной поддержки, которую вуз оказывает для того, чтобы юноши и девушки могли как можно быстрее адаптироваться к своему новому статусу и полностью сконцентрироваться на своих непосредственных обязанностях. В частности, в течение нынешнего учебного года они будут получать стипендию в размере 60 тысяч рублей в месяц, а на втором и третьем курсе – от 90 до 130 тысяч.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«По сути, это ваша заработная плата, начисляемая за высокое качество научно-образовательной деятельности, ни в одном другом российском вузе ничего подобного нет. Но это не дорога с односторонним движением. Для того, чтобы добиться успеха на выбранном пути, вам предстоит проявить усердие в познании, продемонстрировать усидчивость, обязательно посещать занятия, стоящие в расписании, проявлять активную гражданскую позицию, а главное - установить максимальную планку самоконтроля. Задача каждого из нас - осознать свою личную ответственность за успех текущей модернизации системы высшего образования и приложить все усилия к тому, чтобы её итогом стало появление новой плеяды профессиональных педагогов высшей квалификации. Для страны сегодня это крайне важно», - подчеркнул ректор.

Он также напомнил, что логичной финальной точкой обучения в аспирантуре должна стать подготовка диссертации. Определить её тему необходимо ещё на первом курсе, а завершить при поддержке научного руководителя - за полгода до завершения обучения, то есть в конце 5 семестра. Ещё одно важнейшее условие – наличие трёх публикаций в научных журналах с уровнем цитируемости не менее «4».

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Что касается учебных планов, то первый курс будет посвящён получению теоретических знаний в области педагогического мастерства, базовой научной компетенции и модуля дисциплин по специальности. Затем, после аттестации на статус «Ассистент-стажёр», аспиранты приступят к работе на кафедрах. Им, например, для получения соответствующего опыта, будет необходимо в обязательном порядке присутствовать на парах своего наставника. Кроме того, они получат право самостоятельного проведения лабораторных работ и практических занятий со студентами. А на третьем курсе, уже в качестве «Профессионального преподавателя», молодые люди приступят к полноценной педагогической деятельности в должности ассистента кафедры.

«В нынешнем году очень важной составляющей оценки при зачислении, помимо рекомендации государственной экзаменационной комиссии, стала также характеристика заведующего кафедрой. Это логично, ведь, начиная с третьего семестра, аспирант становится частью коллектива одного из этих структурных подразделений, преемником его научных и образовательных традиций», - отметил проректор по специальным программам Горного университета Марат Рудаков.

Рудаков
© Форпост Северо-Запад

Он возглавляет один из двух независимых органов - Совет по педагогическим компетенциям, - который, наряду с Научным советом, проводит ежегодную аттестацию аспирантов. В конце первого курса – на статус «Ассистента-стажёра», в конце второго - «Профессионального преподавателя» и итоговую, после прохождения которой юноши и девушки получают диплом преподавателя в сфере высшего образования по модулю дисциплин специальности.

Раз в семестр аспиранты также должны сдавать государственные экзамены. В частности, на первом курсе - по базовой научной компетенции, основам педагогики и техническому английскому языку. Очевидно, что интенсивность занятий, как и поэтапного контроля результатов освоения знаний и навыков, довольно высокая. Справятся ли первокурсники с таким насыщенным графиком? Этот вопрос «Форпост» решил задать им самим.

актовый зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Юлия Скворцова говорит, что поступать в аспирантуру решила ещё 4 года назад, когда только начала заниматься наукой. Сначала в развлекательном формате, участвуя в различных кейс-чемпионатах, а потом и непосредственно в лаборатории. В качестве ассистента учёного она работала под руководством заведующего кафедрой общей электротехники Ярослава Шклярского. Сфера научных интересов была довольно обширна – от роста КПД электроприводов до создания новых поколений накопителей энергии. Сейчас акцент сделан на повышении энергоэффективности газовых комплексов, таких, например, как компрессорные станции.

«Мне кажется, что если кропотливо и усердно трудиться, правильно распределять своё время и выполнять все намеченные планы, то никаких трудностей с освоением программы, поэтапной аттестацией и сдачей экзаменов возникнуть не должно. Диплом о высшем образовании Горного университета тоже невозможно получить без усидчивости и высокой требовательности к себе, тем не менее, нам это удалось. Теперь мы вышли на новый уровень и полностью готовы к тому, чтобы его пройти. Дополнительным мотивирующим фактором является ещё и то, что все мы становимся участниками пилотного проекта – первыми, кто учится по новым стандартам, получая и научные, и педагогические навыки», - поделилась эмоциями Юлия Скворцова.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

В аспирантуру она поступила вместе со своим мужем Иваном, который занимается исследованиями в смежной области – обеспечением бесперебойной работы электротехнических комплексов объектов газовой отрасли. Смещение акцента в программе аспирантуры в сторону подготовки преподавателей высшей квалификации, он считает абсолютно уместным. Ведь далеко не каждый учёный способен быть учителем в широком понимании этого слова, то есть увлекать молодёжь своим примером. А это одно из безусловных требований сегодняшнего дня.

«Ещё будучи студентом, я знал, что поступлю в аспирантуру, а потому интересовался уровнем нагрузок, понимал, что готов с ними справляться. Это осознанный выбор, морально я готов к тому, что легко не будет, но в то же самое время полностью уверен в своих силах. Мне нравится заниматься наукой, я хотел бы попробовать себя и в педагогике. И, самое главное, я прекрасно осознаю, что учусь в старейшем высшем техническом учебном заведении России, это особый статус, прекрасная возможность для самореализации в будущем», - резюмировал Иван Скворцов.

Отметим, что руководство Санкт-Петербургского горного университета завершает работу над подготовкой обширного социального пакета для выпускников аспирантуры, которые останутся работать в вузе. В него, в частности, войдут доплаты для молодых преподавателей и скидки на аренду комфортабельных студий.