Количество монументов на улицах северной столицы постоянно растёт. Совсем недавно, например, на пьедестал перед Центральным военно-морским музеем была установлена величественная статуя адмирала Ушакова. Годом ранее у метро «Проспект просвещения», на одноименной улице появилось изваяние Хо Ши Мина. На очереди – именная скамья с кепкой в честь кинорежиссёра Сергея Соловьёва и даже скульптура первого президента Индонезии.
Далеко не каждый памятник вызывает у окружающих торжественные чувства и воспринимается обществом «на ура», многие из них, напротив, становятся предметом язвительных шуток или откровенной антипатии. А некоторые с самого «рождения» живут столь незавидной судьбой, что остаётся только догадываться, кто же их сглазил – сам скульптор или его завистники.
«Форпост» решил составить рейтинг самых обсуждаемых в силу огромного числа выпавших на них страданий скульптур, установленных в городе на Неве.
5 место. Памятник Александру Блоку
Эта скульптура высотой свыше трёх с половиной метров «украшает» бульвар, расположенный в самом конце улицы Декабристов, на углу с Английским проспектом. Она была торжественно открыта в январе прошлого года. Приезжал губернатор, говорил речь. Авторы монумента — скульптор Евгений Ротанов и архитектор Иван Кожин - рассказывали, что угол наклона фигуры поэта отсылает к одному из его наиболее известных произведений: «Ветер, ветер! На ногах не стоит человек».
Споры вокруг памятника разгорелись задолго до его установки. Многие представители богемы с пылом, достойным лучшего применения, пытались убедить городские власти в том, что Блок должен стоять совершенно в другом месте, ближе к своему музею-квартире, и смотреть тоже в другую сторону. А вот рядовые петербуржцы сочли все эти дискуссии абсолютно неуместными. Но не потому, что выбор локации устроил их вплоть до сантиметра, а потому, что «с учётом примитивизма и полнейшего отсутствия эстетического наполнения статуи, она, скорее, оскорбляет, а не увековечивает память классика».
Не меньше вопросов вызвал и тот самый угол наклона, символизмом которого так гордились авторы. У местных жителей почему-то возникли ассоциации с другим стихотворением Блока - «В кабаках, в переулках, в извивах…». И родилось предположение, что поэт на пьедестале бредёт из питейного заведения, в связи с чем заметно покачивается.
А потом произошла какая-то странность. Около полугода назад памятник обнесли строительным забором, внутри этой своеобразной «резервации» поставили два вагончика для проживания мигрантов, те выкопали яму и на этом всё замерло. Никаких информационных щитов, повествующих о целях и задачах строителей, а также о сроках «освобождения» зятя Дмитрия Менделеева, на ограде не висит.
4 место. Памятник Остапу Бендеру
Авторами бронзового памятника великому комбинатору, установленному на Итальянской улице, выступили скульптор Альберт Чаркин и архитектор Вячеслав Бухаев. Облик Остапа, очевидно, списан с Сергея Юрского, который сыграл «турецкоподданного» в «Золотом телёнке», Он стоит с гордо поднятой головой, опираясь на стул работы мастера Гамбса. Любой желающий может присесть на него для того, чтобы сфотографироваться со знаменитым авантюристом.
Среди петербуржцев и гостей города бытует мнение, что если потереть ему нос, то это обязательно принесёт удачу, так что эта часть лица Бендера заметно отличается по своей цветовой гамме от остальной скульптуры. Впрочем, с аналогичными «посягательствами» сталкиваются и другие статуи, установленные на небольших постаментах. Например, бравый солдат Швейк на Балканской площади, фотограф на Малой Садовой и фонарщик на Одесской улице.
3 место. Памятник Екатерине II
В 1861 году Академия наук выступила с предложением создать памятник Екатерине Великой, приуроченный к 100-летию со дня её восхождения на трон. Изначально скульптуру императрицы планировалось установить в Царском Селе, но впоследствии, как известно, местом её «прописки» стала площадь перед Александринским театром. Времени на то, чтобы изменить решение у властей было предостаточно – работы шли долго и завершились с заметным опозданием. Величественная композиция, проект которой был подготовлен художником Михаилом Мекешиным – автором памятника в честь Тысячелетия Руси в Великом Новгороде, - была открыта лишь в 1873-м, на 11 лет позже самого юбилея.
Особенностью этого монумента является огромное число мелких деталей, на которые во все времена неоднократно клали глаз «любители прекрасного». Цепи, ордена и прочие аксессуары регулярно пропадают, как со статуи самой Екатерины, так и с фигур расположенных ниже государственных деятелей её поры. Один из наиболее вожделенных предметов – шпага Александра Суворова, её отливали заново уже, как минимум, два раза.
2 место. Памятник Александру III
Право увековечить память одного из самых недооценённых правителей России получил скульптор Паоло Трубецкой. Однако плоды его работы, длившейся с 1899-го по 1906 год, произвели крайне негативное впечатление, причём на все слои общества. В народе эту композицию, будто сошедшую с картины Васнецова «Витязь на распутье», называли «комодом» и «бегемотом» из-за очевидной грузности фигур самого Александра и его коня. А Николай II, впервые увидев статую, велел «отправить её в Сибирь, подальше от оскорблённых сыновьих глаз».
Ссылку удалось отменить, благодаря протекции вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Она оценила внешнее сходство изваяния с покойным мужем и настояла на том, чтобы монумент был установлен не в Иркутске, а, как и предполагалось изначально, на Знаменской площади (сейчас – Восстания), перед Московским вокзалом. Николай не смог отказать матери, но велел организаторам церемонии открытия, состоявшейся в 1909 году, ни в коем случае не приглашать на неё автора.
К тому моменту мастер уже вернулся в Италию, где, собственно говоря, и родился, но впоследствии он всё-таки посетил нашу страну и своё творение увидел. Кстати, после революции памятник демонтировали не сразу, а лишь спустя 20 лет. Возможно, свою роль сыграла карикатурность статуи, такой неповоротливый образ «царского режима» некоторое время был советской власти удобен. Тем не менее, в 1937 году Александра III перенесли во внутренний двор Русского музея. Последние 34 года он стоит перед входом в Мраморный дворец.
1 место. Чижик-пыжик
С 1994 года птичку, установленную на внутренней стороне набережной Фонтанки, возле Пантелеймоновского моста, крали не менее семи раз. В нескольких случаях её находили в скупке металлолома, но по большей части Чижик пропадал бесследно, и его приходилось отливать заново. Во время последнего возвращения скульптуры на её законное место, власти заявили, что закреплена она теперь настолько крепко, что похитить её можно, лишь выпилив вместе с куском гранита.