В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II прошёл двухдневный семинар «Школа старост». В его рамках первокурсников, решивших возложить на себя миссию лидеров и получивших поддержку одногруппников, ознакомили с целями их деятельности в новом статусе, традициями первого технического вуза России, а также некоторыми секретами успешной коммуникации.
Особый акцент был сделан на том, что это не формальная должность. Она, напротив, налагает довольно-таки большую ответственность. Фактически, наряду с кураторами со старших курсов и наставниками-преподавателями, старосты берут на себя часть ответственности за результативность обучения своих сверстников. И выступают в роли мотиваторов, стимулирующих других студентов расти над собой, как в личностном, так и в профессиональном плане.
Почему это важно? В книге отечественного писателя и филолога-русиста Дмитрия Балашова «Симеон Гордый», опубликованной ещё в советское время, есть замечательная фраза: «Историю делают люди. Процессов, которые происходили бы «сами по себе» в человеческом обществе не бывает».
То есть для того, чтобы избежать стагнации и обеспечить прогресс на долгие десятилетия вперёд, необходимо уже сегодня растить лидеров. Тех, кто в обозримой перспективе будет способен взять на себя бремя ответственности за поступательное развитие тех или иных социальных групп и всей страны в целом.
Конечно, кто-то может возразить: а как же знаменитая ленинская фраза о том, что любая кухарка может управлять государством? Никакого диссонанса здесь нет, всё дело в том, что слова вождя мирового пролетариата, как и смысл, в них заложенный, были в своё время сильно искажены. На самом деле говорил он исключительно о борьбе «с предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». То есть совершенно о другом. А вот с утверждением о принципиальном значении роли личностей в истории Ленин никогда не спорил.
В Санкт-Петербургском горном университете создан целый ряд действенных механизмов для формирования и огранки таких личностей. Это и разнообразные клубы по интересам, где каждый может найти своих единомышленников; и закрепление за всеми группами первокурсников кураторов из числа студентов третьего или четвёртого годов обучения, которые помогают новичкам быстрее адаптироваться к новой для них среде; и институт старост, причём с совершенно новым, как было сказано выше, смысловым содержанием.
«Форпост» решил выяснить у самих старост, насколько точно они понимают поставленные руководством вуза задачи и готовы ли к их решению. А заодно поинтересовался, чем им особенно запомнился прошедший семинар. Софья Игнатьева, поступившая в Горный университет на направление подготовки «Инженерная экология», отметила вариативность этого двухдневного курса, сочетавшего в себе и классические лекции, и интеллектуальные викторины, и форсайт-сессии.
Девушка говорит, что больше всего ей понравился тренинг «Этика делового общения», в рамках которого ребят познакомили с особенностями корпоративной культуры, в том числе с правилами общения со студентами и педагогами. Основной посыл – «мы все в одном большом ледоколе», и наши личные успехи напрямую связаны с результативностью всего коллектива в целом.
«Стать старостой – это не спонтанное решение, я и раньше занималась общественной работой. Была координатором движения юных натуралистов Псковской области. С одной стороны, всегда приятно осознавать, что ты можешь быть полезна окружающим. А с другой – это дополнительная возможность вырасти, как личность, развить в себе позитивное мышление, определённые внутренние качества, которые окажутся полезными в дальнейшей жизни. Например, стрессоустойчивость», - рассказала Софья Игнатьева о своей мотивации.
Дмитрий Коробицын мечтает стать специалистом в области проектирования радиоэлектронных систем и комплексов. Он считает, что та или иная общественная нагрузка является неотъемлемой частью образовательного процесса и не должна рассматриваться в отдельности от него. Что касается функционала старост, то он, по мнению молодого человека, состоит из двух больших компонентов.
«С одной стороны мы являемся проводниками идей администрации вуза. Ведь «достучаться» до каждого их двух тысяч первокурсников в индивидуальном порядке попросту невозможно. Поэтому моя обязанность – получить информацию от преподавателей и ясным языком донести её до всех студентов в группе. Допустим, о том, каким образом и когда можно записаться на лабораторную работу или какой-то факультатив. С другой стороны я должен мотивировать ребят на успех и помочь им на этом пути. Мой девиз: «стоит задача – реши её». Так что, уверен, результаты не заставят себя долго ждать», - сказал Дмитрий Коробицын.
Анфиса Фетисова учится на направлении подготовки «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов». До поступления в Горный университет она была секретарём отделения Движения первых в своей школе и вместе с другими ребятами, которые в него входили, выиграла грант в размере 3 миллионов рублей. Он был получен за победу в конкурсе «Твой бюджет», который проводит администрация Петербурга. Эти средства лауреаты пустили на создание сквера на прилегающей к учебному заведению территории.
«Я всегда занимала активную жизненную позицию и стремилась к тому, чтобы вести за собой людей вперёд. Так что ничего принципиально нового в статусе старосты для меня нет. Я считаю, что каждый человек - сам кузнец собственного счастья, и если какой-то студент прогуливает пары или не проявляет должного усердия в деле постижения знаний, то ни я, ни кураторы, ни наставники ему не помогут. Уговаривать, как в школе, его никто не будет. В то же время моя задача – донести до одногруппников простую мысль: их не оставят один на один с проблемами, и в случае необходимости обязательно помогут и словом, и делом», - отметила Анфиса Фетисова.
Из программы семинара она особенно выделила форсайт-сессию, суть которой заключалась в том, что студенты разных направлений подготовки работали над решением одной общей задачи. Такой междисциплинарный подход, как полагают молодые люди, лежит в основе самых успешных современных творческих и научных коллективов.