Перейти к основному содержанию

В Санкт-Петербургском горном университете раскрыли механизм воспитания лидеров

старосты
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II прошёл двухдневный семинар «Школа старост». В его рамках первокурсников, решивших возложить на себя миссию лидеров и получивших поддержку одногруппников, ознакомили с целями их деятельности в новом статусе, традициями первого технического вуза России, а также некоторыми секретами успешной коммуникации.

Особый акцент был сделан на том, что это не формальная должность. Она, напротив, налагает довольно-таки большую ответственность. Фактически, наряду с кураторами со старших курсов и наставниками-преподавателями, старосты берут на себя часть ответственности за результативность обучения своих сверстников. И выступают в роли мотиваторов, стимулирующих других студентов расти над собой, как в личностном, так и в профессиональном плане.

старосты
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

Почему это важно? В книге отечественного писателя и филолога-русиста Дмитрия Балашова «Симеон Гордый», опубликованной ещё в советское время, есть замечательная фраза: «Историю делают люди. Процессов, которые происходили бы «сами по себе» в человеческом обществе не бывает».

То есть для того, чтобы избежать стагнации и обеспечить прогресс на долгие десятилетия вперёд, необходимо уже сегодня растить лидеров. Тех, кто в обозримой перспективе будет способен взять на себя бремя ответственности за поступательное развитие тех или иных социальных групп и всей страны в целом.

Конечно, кто-то может возразить: а как же знаменитая ленинская фраза о том, что любая кухарка может управлять государством? Никакого диссонанса здесь нет, всё дело в том, что слова вождя мирового пролетариата, как и смысл, в них заложенный, были в своё время сильно искажены. На самом деле говорил он исключительно о борьбе «с предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники». То есть совершенно о другом. А вот с утверждением о принципиальном значении роли личностей в истории Ленин никогда не спорил.

В Санкт-Петербургском горном университете создан целый ряд действенных механизмов для формирования и огранки таких личностей. Это и разнообразные клубы по интересам, где каждый может найти своих единомышленников; и закрепление за всеми группами первокурсников кураторов из числа студентов третьего или четвёртого годов обучения, которые помогают новичкам быстрее адаптироваться к новой для них среде; и институт старост, причём с совершенно новым, как было сказано выше, смысловым содержанием.

ярмарка
В её рамках все первокурсники получили возможность выбрать себе хобби на ближайшие шесть лет

«Форпост» решил выяснить у самих старост, насколько точно они понимают поставленные руководством вуза задачи и готовы ли к их решению. А заодно поинтересовался, чем им особенно запомнился прошедший семинар. Софья Игнатьева, поступившая в Горный университет на направление подготовки «Инженерная экология», отметила вариативность этого двухдневного курса, сочетавшего в себе и классические лекции, и интеллектуальные викторины, и форсайт-сессии.

Девушка говорит, что больше всего ей понравился тренинг «Этика делового общения», в рамках которого ребят познакомили с особенностями корпоративной культуры, в том числе с правилами общения со студентами и педагогами. Основной посыл – «мы все в одном большом ледоколе», и наши личные успехи напрямую связаны с результативностью всего коллектива в целом.

старосты
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

«Стать старостой – это не спонтанное решение, я и раньше занималась общественной работой. Была координатором движения юных натуралистов Псковской области. С одной стороны, всегда приятно осознавать, что ты можешь быть полезна окружающим. А с другой – это дополнительная возможность вырасти, как личность, развить в себе позитивное мышление, определённые внутренние качества, которые окажутся полезными в дальнейшей жизни. Например, стрессоустойчивость», - рассказала Софья Игнатьева о своей мотивации.

Дмитрий Коробицын мечтает стать специалистом в области проектирования радиоэлектронных систем и комплексов. Он считает, что та или иная общественная нагрузка является неотъемлемой частью образовательного процесса и не должна рассматриваться в отдельности от него. Что касается функционала старост, то он, по мнению молодого человека, состоит из двух больших компонентов.

старосты
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

«С одной стороны мы являемся проводниками идей администрации вуза. Ведь «достучаться» до каждого их двух тысяч первокурсников в индивидуальном порядке попросту невозможно. Поэтому моя обязанность – получить информацию от преподавателей и ясным языком донести её до всех студентов в группе. Допустим, о том, каким образом и когда можно записаться на лабораторную работу или какой-то факультатив. С другой стороны я должен мотивировать ребят на успех и помочь им на этом пути. Мой девиз: «стоит задача – реши её». Так что, уверен, результаты не заставят себя долго ждать», - сказал Дмитрий Коробицын.

Анфиса Фетисова учится на направлении подготовки «Машины и оборудование нефтяных и газовых промыслов». До поступления в Горный университет она была секретарём отделения Движения первых в своей школе и вместе с другими ребятами, которые в него входили, выиграла грант в размере 3 миллионов рублей. Он был получен за победу в конкурсе «Твой бюджет», который проводит администрация Петербурга. Эти средства лауреаты пустили на создание сквера на прилегающей к учебному заведению территории.

старосты
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко

«Я всегда занимала активную жизненную позицию и стремилась к тому, чтобы вести за собой людей вперёд. Так что ничего принципиально нового в статусе старосты для меня нет. Я считаю, что каждый человек - сам кузнец собственного счастья, и если какой-то студент прогуливает пары или не проявляет должного усердия в деле постижения знаний, то ни я, ни кураторы, ни наставники ему не помогут. Уговаривать, как в школе, его никто не будет. В то же время моя задача – донести до одногруппников простую мысль: их не оставят один на один с проблемами, и в случае необходимости обязательно помогут и словом, и делом», - отметила Анфиса Фетисова.

Из программы семинара она особенно выделила форсайт-сессию, суть которой заключалась в том, что студенты разных направлений подготовки работали над решением одной общей задачи. Такой междисциплинарный подход, как полагают молодые люди, лежит в основе самых успешных современных творческих и научных коллективов.

Горный университет
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
танцы
© Форпост Северо-Запад / Мария Онищенко
ярмарка
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов
Кавголово
© Юлия Кислицына
наука
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов