Перейти к основному содержанию

Топ-5 самых красивых пешеходных мостов Петербурга и связанных с ними любопытных историй

мост
© Форпост Северо-Запад / Максим Ратников

Двести лет назад, в 1824 году, был открыт Почтамтский мост – единственная подвесная переправа через реки и каналы северной столицы, сохранившаяся до наших дней. Поэтому она слегка покачивается, когда на неё ступают люди. На всех прочих цепи и тросы выполняют исключительно декоративную функцию.

По воспоминаниям современников пешеходная артерия в этом месте была столь востребована, что местные жители начали пользоваться ей, не дождавшись установки перил. Так что достраивалась она уже в процессе эксплуатации.

«Форпост» решил составить рейтинг наиболее эстетичных мостов города на Неве, не предназначенных для движения транспорта.

5 место. Почтамтский мост через Мойку

мост
© Форпост Северо-Запад / Максим Ратников

В двадцатые и тридцатые годы ХIХ века Петербург переживает настоящий строительный бум. Центр столицы в буквальном смысле идёт под снос и на месте стоявших здесь ранее домов появляются величественные здания в стиле русского ампира, олицетворяющего мощь и величие империи, победившей Наполеона. Михайловский дворец, где сегодня располагается Русский музей, ансамбль Дворцовой площади с великолепной триумфальной аркой, а также Сенатской и Александринской (ныне – Островского) площадей изменяют облик города до неузнаваемости.

Возводятся и новые мосты. В числе первых – Почтамтский, созданный по проекту инженера Вильгельма фон Треттера и архитектора Василия Христиановича. Он представляет собой подвесную конструкцию с деревянным пролётным строением и перилами в виде художественной чугунной решётки. Кованные железные тросы крепятся к обелискам-пилонам, которые венчают позолоченные шары.

Кстати, в период с 1822 по 1827 годы в Санкт-Петербурге было построено семь висячих мостов. В их числе и Египетский. В 1905 году, после 79 лет работы, цепи, на которых держалось это сооружение, не выдержали нагрузки и оборвались. Как показало расследование, причиной аварии послужило плохое качество металла, однако многие эксперты выдвинули другую версию, основанную на эффекте резонанса. Он якобы был вызван тем, что по переправе в тот момент двигался эскадрон гвардейцев, а навстречу ему одновременно ехало 11 санных экипажей.

Несмотря на то, что крушение обошлось без человеческих жертв (погибли лишь три лошади), ЧП положило конец эпохе висячих переправ через реки и каналы города. В частности, на всякий случай был разобран Пантелеймоновский мост, расположенный в створе улицы Пестеля, рядом с Летним садом. Под пролётное строение Почтамтского также были подведены деревянные опоры, однако в 1983 году, после реставрации, ленинградские инженеры вернули ему прежний вид и статус подвесного.

4 место. Мост Росси в Михайловском саду

мост
© Форпост Северо-Запад / Максим Ратников

Конструкция этого однопролётного арочного моста, сооружённого в 1825 году, характерна для парковых ансамблей пригородов Петербурга, что и неудивительно. Ведь «задний двор» Михайловского дворца создавался архитектором Карлом Росси в соответствии именно с этой концепцией, благо позволял масштаб проекта.

Сами пруды, через протоку между которыми, построен мост, были вырыты ещё в начале 1740-х годов на территории Летнего сада, изначально занимавшего гораздо более обширные площади, чем теперь. Однако во второй половине XIX века, после засыпки питавшего их Воскресенского канала, прорытого ранее между Мойкой и Фонтанкой, они начали мелеть и покрываться ряской. В итоге тоже были засыпаны.

Переправа через водоём, потерявшая своё прежнее значение и превратившаяся в элемент ландшафтного дизайна, осталась на своём прежнем месте, но со временем утратила часть декоративных элементов. Во время реставрации, прошедшей уже в нашем веке, мост, как и пруды, был восстановлен. Однако сейчас он вновь находится далеко не в самом блестящем состоянии.

3 место. Итальянский мост через канал Грибоедова

мост
© Форпост Северо-Запад / Максим Ратников

В начале девяностых годов ХIХ века молодой инженер Леонид Колпицын обратился в городскую думу с предложением возвести целый ряд постоянных переправ через Екатерининский канал (сейчас – Грибоедова), Мойку и Фонтанку с целью заменить ими лодочное сообщение. Для того, чтобы идея окупилась, он предлагал установить плату для пешеходов в размере 1 копейки с человека.

В отличие от современных властей, без сомнений и тягостных раздумий утверждающих проекты платных трасс, тогда подобного рода решения были в диковинку и хитроумный план поддержки не получил. Однако инженер не сдавался и в 1896 году возвёл в створе Итальянской улицы одноимённый мост за счёт собственных средств, вложив в него аж 3 с половиной тысячи рублей, очень приличные по тем временам деньги.

Таким образом он хотел доказать всем окружающим, что бизнес и изящные архитектурные формы – понятия вполне совместимые. Однако сделать у него это не получилось. Власти не только запретили вводить плату за проход по мосту, но и отказались компенсировать затраты, связанные с его строительством. В итоге Леониду Колпицыну пришлось попросту преподнести своё детище Петербургу в дар.

Кстати, впоследствии эта переправа неоднократно перестраивалась, как при царской, так и при советской власти. В последний раз - в 1955 году по проекту архитекторов Гутцайта и Васильковского. Мост был оформлен в стиле второй половины XIX века, в частности, украшен четырьмя стилизованными под старину фонарями. Однако свой первоначальный облик он потерял.

2 место. Львиный мост через канал Грибоедова

мост
© Форпост Северо-Запад / Максим Ратников

Необходимость строительства моста была вызвана ростом численности населения в районе Театральной площади. В роли его архитекторов, как и большинства пешеходных переправ, построенных в 20-е годы ХIХ века, выступили Вильгельм фон Треттер и Василий Христианович, а автором скульптур стал Пётр Соколов.

Изначально львы выглядели точно так же, как и сейчас, однако со временем утратили свой лоск и их закрасили в тёмный цвет. Прежний окрас им был возвращён в 1954 году вместе с историческими решётками и фонарями, которые несколько лет назад серьёзно пострадали от действий вандалов. А точнее – группы нетрезвой молодёжи, которая решала устроить необычную фотосессию, забравшись на них верхом

Последствия той вечеринки были устранены в ходе реставрации, завершившейся 2 года назад. Помимо светильников реконструированы были и все остальные детали моста – пролётное строение, ограда и элементы декора. В комплекс восстановительных мероприятий вошли работы по единовременной покраске всех металлических элементов, а также их антикоррозионной защите.

1 место. Банковский мост через канал Грибоедова

мост
© Форпост Северо-Запад / Максим Ратников

Грифоны на мосту, возведённом неподалёку от Казанского собора, создал тот же скульптор - Пётр Соколов. И они тоже нередко страдают от рук вандалов. Очередное ЧП произошло буквально только что – на одой из статуй прямо сейчас невооружённым взглядом можно увидеть серьёзные сколы и трещины.

По легенде эти крылатые хищники с туловищем льва призваны охранять сокровища, а потому их появление возле здания Ассигнационного банка, где сегодня расположен Экономический университет, весьма символично. К слову, эта пешая переправа — самая узкая в Северной столице, её ширина всего лишь 1,8 метра.

Фигуры грифонов были отлиты на Александровском чугунолитейном заводе, а их крылья отчеканены из листовой меди и покрыты сусальным золотом. Решение оказалось столь оригинальным и удачным, что эксперты до сих пор называют эту скульптурную композицию одной из лучших в истории петербургского мостостроения.

Превосходят её разве что знаменитые статуи «Укрощение коня» Петра Клодта. Их, кстати, было отлито не четыре, а целых восемь. Первые две император подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, так что изначально, в 1841 году Аничков мост украшало два бронзовых укротителя и ещё два временных — из окрашенного гипса. Отлитые им на смену изваяния до места назначения тоже не добрались – согласно высочайшему указу они были презентованы королю обеих Сицилий, в состав которых входила вся южная Италия, Фердинанду II. В итоге полный комплект скульптур был собран лишь в 1851 году.