Начиная с сентября, все аспиранты второго курса, прошедшие аттестацию Совета по педагогическим компетенциям старейшего технического вуза России и получившие статус «ассистентов-стажёров», приступили к проведению самостоятельных практических и лабораторных занятий со студентами. Теперь это обязательная опция их индивидуальных учебных планов, наряду с посещением лекций, стоящих в расписании, и научной деятельностью.
«Форпост» решил выяснить у молодых людей, большинство из которых всего на несколько лет старше своих учеников, комфортно ли они чувствуют себя в новой роли, и насколько эта компетенция важна для их профессионального становления. Как рассказала представительница кафедры геоэкологии Мария Евдокимова, она провела уже почти 20 пар и успела полностью адаптироваться в качестве преподавателя. В частности, поняла, каким образом следует преподносить материал той или иной группе, а также определять, усвоен он или же нуждается в дополнительном закреплении.
«Я провожу лабораторные работы по измерению концентрации загрязняющих веществ в различных компонентах окружающей среды у студентов 4 курса нефтегазового факультета. К примеру, для анализа состояния воздуха мы используем газоанализаторы, а воды - фотоколориметрический метод и титрование. В мою задачу входит ознакомить ребят с теоретической частью и всем необходимым комплексом исследований. Никаких проблем в общении с ними не возникает, студенты достаточно позитивно реагируют на то, что мы с ними почти ровесники», - говорит Мария.
Сама она – из учительской династии, у мамы за плечами 20 лет педагогического стажа. Её советы зачастую оказываются очень полезными, например, о важности правильного дыхания для более чёткого управления своим голосом. Это один из наиболее действенных способов привлечь внимание аудитории.
«На первом курсе мы изучали риторику, этику общения, методологию учебного процесса и целый ряд других, базисных для будущих преподавателей дисциплин. Но понять, какие конкретно инструменты работают на самом деле, а какие – нет, ты можешь лишь на основе своего собственного опыта. И чем раньше ты его получишь, тем лучше. Поэтому решение допустить второй курс аспирантуры к проведению самостоятельных занятий, конечно же, было абсолютно правильным», - считает Мария Евдокимова (её научный руководитель и педагогический наставник – заведующая кафедрой геоэкологии Мария Пашкевич).
Для того, чтобы получить такую возможность, в конце прошлого учебного года юношам и девушкам было необходимо пройти аттестацию Совета по педагогическим компетенциям. Испытание, как пояснил второкурсник кафедры автоматизации технологических процессов и производств Владимир Моргунов, состояло из двух частей.
Первая представляла собой классический экзамен, где нужно было тянуть билет и отвечать на изложенный там вопрос. А вторая - небольшой мастер-класс, где требовалось фрагментарно продемонстрировать свои навыки проведения практического или лабораторного занятия.
«На экзамене мне нужно было рассказать о роли самообразования и саморазвития в деле становления и дальнейшего профессионального роста преподавателя. На мой взгляд, это непременное условие для самореализации, особенно в деле воспитания подрастающих поколений. Мир вокруг нас стремительно меняется, причём в сфере цифровых технологий этот процесс происходит, без преувеличения, с головокружительной быстротой. Зарубежное программное обеспечение, к которому все привыкли, уступает свои позиции отечественному. И для того, чтобы научить ребят работать с актуальными продуктами, и импортными, и российскими, которые уже внедрены или прямо сейчас внедряются на производствах, куда они вскоре придут работать, необходимо постоянно держать руку на пульсе», - уверен Владимир.
Он преподаёт студентам третьего и четвёртого курсов такие предметы, как «Вычислительные машины, системы и сети», а также «Автоматизация технологических процессов в металлургии». Последний лежит на стыке математики, автоматизации и металлургии, то есть является междисциплинарным, а это сейчас, по мнению экспертов, наиболее актуальное и перспективное направление, причём, как в образовании, так и в науке.
Аспирант считает, что самое главное в профессии учителя, хоть в школе, хоть в университете, – способность заинтересовать окружающих. Для того, чтобы этого добиться, нужно не только обладать соответствующими знаниями и компетенциями, но и уметь применять их на практике.
«Я провёл уже более 15 пар, обучаю молодых людей управлению различными процессами или моделированию систем управления, востребованных на реальном производстве. В роли педагога чувствую себя достаточно комфортно, она мне очень нравится. Я понимаю, какой должна быть структура занятия, каким образом выстроить диалог для того, чтобы привлечь к себе внимание аудитории, как правильно себя позиционировать. Последний момент, кстати, очень важен. Ведь у меня со студентами совсем небольшой разрыв в возрасте. С одной стороны, это помогает наладить контакт, поскольку у нас схожие интересы и цели, но, с другой, мне необходимо соблюдать определённую дистанцию для того, чтобы оставаться примером для подражания и мотивировать ребят», - отметил Владимир Моргунов.
К каждому аспиранту в обязательном порядке прикреплён наставник из числа преподавателей. Он призван не только оказывать содействие в подготовке кандидатской диссертации и других научных работ, но также делиться своим педагогическим опытом. А его итоговой целью является воспитание будущего коллеги, то есть содействие постепенному повышению статуса своего подшефного – от студента и аспиранта до стажёра, ассистента, а затем и доцента кафедры, на которой он сам преподаёт.
«Наш вуз, как известно, не только следует современным тенденциям, но и сам задаёт тренды. Сейчас в Горном университете реализуется пилотный проект по совершенствованию системы высшей школы, инициированный Президентом страны Владимиром Путиным. Модернизация учебных планов, необходимость которой вызвана очевидной несостоятельностью двухуровневой системы, затрагивает, в том числе, и аспирантуру. Основное изменение, пожалуй, состоит в том, что мы сделали особый акцент на необходимости целенаправленного обучения педагогов для высших учебных заведений. Само собой, наряду с подготовкой научных кадров», - подчеркнула доцент кафедры автоматизации технологических процессов и производств Эльмира Фёдорова.
Она является научным руководителем и педагогическим наставником Владимира Моргунова, причём «ведёт» его ещё со студенческой скамьи. На старших курсах, например, привлекала его к разработке ряда методических указаний к лабораторным и практическим работам. А после поступления в аспирантуру предложила стать соавтором учебного пособия по дисциплине «Вычислительные машины, системы и сети», которое сейчас уже опубликовано.
«Помимо посещения стандартных пар, ребята в обязательном порядке должны присутствовать и на лекциях своих наставников. Именно для того, чтобы перенимать их педагогический опыт. Такая практика, кстати, полезна не только для аспирантов, но и для самих преподавателей, поскольку является дополнительным стимулом. Мы отдаём себе отчёт в том, что занимаемся подготовкой коллег, которые совсем скоро будут работать вместе с нами на кафедре. А значит, должны быть для них эталоном, что невозможно без постоянного самосовершенствования, знакомства с передовыми методиками воспитания и обучения», - уверена Эльмира Фёдорова.
В конце второго курса все аспиранты сдадут государственные экзамены по педагогическому мастерству и дисциплинам специальности, а также пройдут итоговую аттестацию Совета по педагогическим компетенциям. Это даст им возможность получить статус «Профессиональный преподаватель» и стать ассистентом кафедры, то есть её полноценным представителем.