В своей любви к «узору оград чугунных», которые украшают проспекты и набережные города на Неве, признавался ещё Александр Пушкин в незабвенном произведении «Медный всадник». С момента создания этой поэмы минуло почти два века, но, как и 200 лет назад, в северной столице, по-прежнему, можно увидеть немало решёток, представляющих собой настоящие произведения искусства.
Практически все они возводились для того, чтобы уберечь знатных особ, владеющих обширными земельными участками в имперской столице, от встреч с простонародьем, но после октябрьской революции их первоначальное значение было утрачено. Теперь они несут, прежде всего, эстетическую функцию, располагаясь по периметру публичных пространств, доступных, по крайней мере, в дневное время, для всех, вне зависимости от социального статуса.
«Форпост» решил составить рейтинг самых красивых оград Петербурга, каждая из которых, само собой, выполнялась по индивидуальному заказу, а потому является уникальной.
5 место. Ограда дворца великого князя Алексея Александровича
Величественное здание, расположенное на углу набережных реки Мойки и Ново-Адмиралтейского канала, как и его ограда, было создано в 1885 году выдающимся архитектором Максимиллианом Месмахером. По соседству находится Новая Голландия, где в то время находились склады древесины, и Адмиралтейские верфи, где строились корабли. Так что выбор места для возведения особняка четвёртого сына Александра II, можно было бы счесть весьма странным, если бы не специфика его профессиональной деятельности.
Всё дело в том, что великий князь возглавлял Морское ведомство и был главным военачальником всего российского флота. Большой славы, правда, ему эта должность не принесла. Напротив, после разгрома отечественной эскадры в Цусимском сражении, именно он был «назначен» главным виновником произошедшего, после чего подал в отставку и уехал во Францию, где умер спустя три года.
Дворец достался в наследство братьям Алексея Александровича, не нашедшим ничего лучшего, как сдавать его в аренду. Некоторое время, например, его занимало немецкое посольство. В качестве бонуса к самому зданию прилагались оранжереи и прекрасный парк, обнесённый очень красивой решёткой – одним из важнейших художественных элементов всего ансамбля. Она состоит из разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами и украшенных накладной монограммой с короной. Ещё более оригинальными у Месмахера получились ворота, столбы которых венчаются сложным завершением в виде шестигранных фонарей.
Сейчас в особняке расположен Дом Музыки, руководители которого, судя по всему, к решётке относятся чуть менее трепетно, чем прежние владельцы. В противном случае, она вряд ли оказалась бы завешена дешёвыми информационными плакатами.
4 место. Ограда Михайловского сада
Этот шедевр работы Альфреда Парланда, архитектора храма Спаса на Крови, построенного здесь же, на месте гибели императора Александра II, вполне мог бы претендовать и на лидерство в нашем рейтинге, если бы не его удручающее состояние. Часть сегментов, очевидно, требует срочной реставрации, причём уже довольно давно, а два из них и вовсе отсутствуют. Где находятся эти секции никому доподлинно неизвестно, в связи с чем некоторые несознательные граждане даже распускают слухи о том, что они якобы давно украшают забор какого-то частного коттеджа на Карельском перешейке.
Сама решётка принципиально отличается от подавляющего большинства построенных ранее в Петербурге классических оград. Узор из металлических цветов со сложным орнаментом выполнен в стиле модерн, которому характерны, в том числе, многочисленные изгибы и асимметрия. Воплощение столь сложного заказа в металле было поручено одной из самых известных на тот момент профильных компаний — предприятию Карла Винклера. Там, например, были созданы ограждения балконов, лестниц и лифтовых шахт для дома Зингера, а также металлические части декоративного убранства для фасада Елисеевского магазина.
К слову, столбы между секциями ограды Михайловского сада созданы из того же кирпича, что и сам Спас на Крови, дабы подчеркнуть целостность этого единого архитектурного ансамбля.
3 место. Ограда Аничкова дворца
Сейчас в особняке на углу Невского проспекта и набережной реки Фонтанки функционирует городской Дворец творчества юных, в советское время там располагался его аналог - Дом пионеров и школьников, а при царском режиме здесь жили исключительно члены императорской семьи. Изначально эта территория была обнесена глухим высоким забором, но в 1817 году Карл Росси в ходе реконструкции здания и прилегающего пространства создал на его месте один из своих первых в столице шедевров (ранее архитектор работал в Москве и Твери).
Неотъемлемой частью ограды стали павильоны, украшенные статуями витязей, которые символизируют победу над Наполеоном, и лепными барельефами известного скульптора Степана Пименова. Долгие годы там хранилась коллекция Аничкова дворца — российское и иностранное оружие, а также знамёна, захваченные в ходе победоносных войн.
Особую торжественность решётке придают фигуры позолоченных двуглавых орлов, украшающие ворота и каждый из её столбов. После революции, правда, все они, как и многие другие ценности, которые «плохо лежали», исчезли в неизвестном направлении, а вновь появились на своих законных местах лишь в нашем веке, в преддверии 300-летнего юбилея северной столицы.
2 место. Ограда Летнего сада
Архитектор Юрий Фельтен создал эту решётку в 1763 году, во время благоустройства прибрежной зоны Летнего сада, которая ранее была его составной частью, недоступной для проезда или прохода. Спустя сто лет, в 1866 году возле ограды произошло одно из многочисленных покушений на Александра II. В тот раз в него стрелял Дмитрий Каракозов, но промахнулся, в связи с чем через год у главных ворот, где произошло ЧП, возвели часовню в память о чудесном спасении императора.
После революции она, естественно, была закрыта, но некоторое время функционировала в качестве портала в Летний сад. Снесли её в 1930 году, после чего творению Юрия Фельтена придали его прежний оригинальный вид. Единственное, чего не предусматривал изначальный проект, так это двух сравнительно небольших веерообразных секций, расположенных по краям ограды. Их добавил в 1827 году Людвиг Шарлемань, когда занимался строительством второй решётки, со стороны Михайловского замка.
1 место. Ограда Фонтанного дома
В петровские времена восточная граница Петербурга проходила по Фонтанке. Для того, чтобы ускорить расширение столицы, император активно дарил земли своим особо отличившимся приближённым. Например, Борису Шереметеву, героически проявившему себя в Полтавской битве и ряде других сражений Северной войны, вместе с титулом графа он пожаловал обширный участок недалеко от Невского проспекта.
Правда, строительством дворца занимался уже его сын Пётр, который не служил и не занимался политикой, но, благодаря своему отцу, был одним из богатейших людей России. Торжественное открытие великолепной ограды, не менее величественной, чем сам особняк, состоялось гораздо позже, она была построена в 1838 году Иеронимом Корсини.
Это была его первая работа, выполненная по заказу Дмитрия Шереметева, приходившегося сподвижнику Петра правнуком, но столь удачная, что после реализации этого проекта начинающий зодчий получил статус домашнего архитектора семьи. Ажурная вязь решёток и ворот, выполненных, как и сам дворец, в стиле барокко, и по сей день производит неизгладимое впечатление на всех без исключения петербуржцев и гостей города. По мнению экспертов, это одна из лучших оград северной столицы, в нашем же хит-параде она является безусловным лидером.