Перейти к основному содержанию

Зачем более ста аспирантов Санкт-Петербургского горного университета решили стать наставниками студентов

аспиранты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

В Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II завершилась трёхдневная школа-семинар «Педагогический наставник студента». В её рамках прошли занятия, посвящённые особенностям воспитательной работы, межкультурной коммуникации с иностранцами, организации учебно-ознакомительных практик, адаптации первокурсников к обучению в новых для них условиях. Слушателями лекций и участниками тренингов стали аспиранты, преимущественно третьего курса.

Идея интегрировать их в систему шефских связей полностью соответствует современным тенденциям. Так, один из самых известных в мире экспертов в области менторинга британец Дэвид Клаттербак говорит, что «наставник - это человек, первейшей характеристикой которого должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника. Он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида».

Очевидно, что аспиранты, которые, с одной стороны, лишь немногим старше своих потенциальных подопечных, а, с другой, гораздо опытнее их, прекрасно подходят на эту роль. Но это в теории, для того, чтобы данная концепция была воплощена в жизнь, необходимо обучить юношей и девушек ряду аспектов воспитательной деятельности, которые позволят сделать её максимально эффективной.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Дарья Красноухова учится на кафедре безопасности производств. Она говорит, что наиболее запоминающимся занятием лично для неё стало обучение методологии организации учебно-ознакомительных практик для студентов младших курса. То есть для участников пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования, который сейчас реализуется в Горном университете.

Ранее подготовкой и сопровождением подобных проектов девушка не занималась, а значит, именно в этой сфере ей непременно нужны дополнительные знания. Закрепить их на практике можно будет уже следующим летом, хотя нести полную ответственность за группу, выезжающую на стажировку, ей, конечно же, не придётся. Это функционал более опытных преподавателей, аспиранты пока выступают лишь в роли их помощников.

Что касается занятий в аудитории, то Дарья учится на третьем курсе, а значит, уже имеет за плечами весьма солидный стаж самостоятельной работы в качестве педагога, наиважнейшая миссия которого - именно воспитание трудолюбивых, мыслящих, порядочных молодых людей. Граждан, нацеленных не только на личный успех, но на процветание всего общества в целом.

аспирантка
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Я думаю, что каждый педагог должен не только учить представителей младшего поколения, но и мотивировать их на созидание. Лично мне нравится работать со студентами, делиться с ними своими компетенциями, прививать стремление к постоянному самосовершенствованию, в том числе в профессиональном плане. Не менее важна для них и практическая поддержка, причём не только на первом курсе, в период адаптации, но и на последнем. Какую литературу следует использовать в процессе подготовки диплома? Каким образом он должен быть структурирован? Найти ответы на подобного рода вопросы без наставника очень сложно. Я сама через это не так давно проходила, и прекрасно понимаю, чем конкретно могу помочь нынешним студентам», - рассказала о своих стимулах Дарья Красноухова, которая в будущем планирует преподавать в вузе.

Игорь Ильяшенко в отличие от большинства участников школы-семинара пока учится на 2 курсе, но, как и старшие коллеги, уже успел в статусе «ассистента-стажёра» провести ряд самостоятельных лабораторных и практических занятий. Эту карьерную траекторию он выбрал под впечатлением от трудов Константина Ушинского, который, как известно, говорил, что «главнейшая обязанность наставника состоит в приучении подопечных к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».

аспирант
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Меня действительно вдохновляют идеи Ушинского, который акцентирует внимание на значении более опытных педагогов в деле воспитания и становления молодёжи. Я стараюсь не ограничиваться лишь сухой подачей материала, пытаюсь заинтересовать студентов, а также донести до них одну простую мысль. Ошибки – это неотъемлемая часть нашей жизни, но для того, чтобы свести их число к минимуму, уберечь себя от каких-то неприятностей, в том числе, связанных с неуспеваемостью, необходимо упорно трудиться, постоянно пополнять свой багаж знаний и развивать аналитические способности. В противном случае, каким бы талантливым ни был человек, ему будет очень трудно добиться успеха», - уверен Игорь Ильяшенко.

Участие в семинаре он считает для себя крайне полезным, поскольку его организаторы «охватили целых спектр самых разных направлений наставничества». То есть систематизировали все те инструменты, которые позволяют сделать эту работу, как можно более плодотворной.

аспирант
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Такого же мнения придерживается и Всеволод Кумов. Он учится на третьем курсе аспирантуры по направлению «Геомеханика и подземное строительство». Говорит, что крайне полезным для него было занятие, посвящённое методологии поиска золотой середины между «сверстником» и «родителем» (в интерпретации Дэвида Клаттербака). То есть психологическим приёмам, позволяющим завоевать доверие аудитории, но в то же время избежать приятельских отношений с подшефными студентами, поскольку это резко снижает эффективность воспитательной деятельности.

«Как известно, Горный университет участвует в пилотном проекте по совершенствованию системы высшего образования нашей страны. Модернизируются, в том числе, и учебные планы аспирантуры, в миссию которой, и на этом сделан особый акцент, входит подготовка преподавателей высшей квалификации, а не только учёных. На мой взгляд, это абсолютно верный подход. Лично я в будущем хотел бы совмещать научную и педагогическую деятельность, как говорится, пятьдесят на пятьдесят. Но для того, чтобы мои лекции или исследования были интересны студентам, само собой, необходимо обладать компетенциями в области риторики, психологии и, конечно же, наставничества. Именно поэтому я записался на семинар, который, как мне кажется, был для всех его участников очень полезным», - отметил Всеволод Кумов.

аспирант
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Завершилась школа работой в малых группах по направлениям подготовки аспирантов, таким, как энергетика, строительство, технология материалов, разработка полезных ископаемых и ряду других. Теперь, после практической подготовки, всем будущим наставникам предстоит пройти аттестацию, намеченную на середину ноября. В случае успеха они получат соответствующий статус, который, помимо прочего, даёт также право на дополнительную стипендию.