В нём принимают участие руководители институтов и центров ЮНЕСКО, Всемирной инженерной ассоциации, а также ведущих высших технических учебных заведений из 65 стран мира.
В среду, 13 ноября в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II стартовал Международный форум «Роль инженерного образования и науки в достижении целей устойчивого развития — новые вызовы и решения». Ректор вуза Владимир Литвиненко, открывая пленарную дискуссию, отметил, что цивилизация сегодня потребляет всё больше и больше ресурсов, во многом, в связи с массовым внедрением возобновляемых источников энергии, обладающих огромной материалоёмкостью.
Так, мировой прирост первичной энергии за счёт ВИЭ всего лишь на 1% требует более 100 тысяч тонн редкоземельных элементов и свыше 5 млн тонн меди. При том что вся мировая добыча этого крайне востребованного во многих отраслях экономики металла составляет 22 млн тонн.
«Глобальный рынок распадается на локальные сегменты, снижается доверие к классическим финансовым институтам. Те устои, которые казались незыблемыми в эпоху доминирования доллара, рушатся буквально на глазах. Падает производительность труда, в том числе, за счёт появления огромного числа рабочих мест, не только не нацеленных на создание какой-либо продукции, но и абсолютно бесполезных для общества. В эту категорию попадают в том числе лоббисты ускорения энергоперехода, ставящие своей целью не минимизацию антропогенного воздействия на природу, как они заявляют, а лишь перераспределение финансовых потоков из одних карманов в другие. Эти люди зарабатывают приличные деньги и привлекают к себе повышенное внимание, в то время, как реальный труд инженеров и серьёзные научные исследования остаются в тени», - задал тон дискуссиям Владимир Литвиненко.
Он подчеркнул, что ни один ресурс не может быть использован во благо социума в том случае, если рядом нет специалистов, понимающих, как его добыть и вовлечь в глубокую переработку с целью создания того или иного товара. В этой связи ректор призвал присутствующих «сосредоточить свои усилия на выработке единой политики в сфере подготовки инженеров». Ведь именно от их эффективности зависит успешность решения разнообразных государственных задач и прогресс человечества в целом.
Президент аффилированной с ЮНЕСКО Всемирной федерации инженерных организаций Мустафа Шефу после знакомства с основными постулатами пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования, который сейчас реализуется в Горном университете, заявил о безусловной поддержке этой инициативы. Он также заверил собравшихся, что «мировое сообщество многое получит от интенсификации сотрудничества делегатов форума, поскольку работа каждого в этом случае станет более продуктивной».
Участниками пленарных дискуссий, состоявшихся в первый день работы конференции, стали председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, экс-министр иностранных дел Австрии, руководитель Центра G.O.R.K.I. СПбГУ Карин Кнайсль, председатель Совета Управляющих Ассоциации африканских университетов Бакри Асман Саед, помощник генерального секретаря Международного центра инженерного образования ЮНЕСКО при китайском Университете Цинхуа Су Лихуэй, ректор Белорусского национального технического университета Сергей Харитончик, заместитель генерального директора международной медиагруппы «Россия сегодня» Александр Яковенко.
Основной целью собравшихся стало изучение опыта Горного университета, накопленного в ходе реализации пилотного проекта по совершенствованию процесса подготовки кадров. В частности, отказу от двухуровневой системы в техническом образовании (бакалавриата и магистратуры), не отвечающей интересам развивающихся стран, в пользу единого цикла обучения инженеров.
Ещё одна задача - создание более эффективной системы взаимодействия всех Центров ЮНЕСКО в мире, ориентированных на развитие самых разных компетенций, таких как обучение на протяжении всей жизни, наращивание потенциала Африки, образование в интересах мира, сохранение водных экосистем и так далее.
Напомним, что профиль организатора форума - Центра компетенций под эгидой ЮНЕСКО, работающего на базе Горного университета, - рост качества горнотехнического образования.