В Петербурге стартовала Неделя науки и профессионального образования. Установочным событием первого дня стало пленарное заседание, в котором в качестве спикера принял участие ректор Горного университета Владимир Литвиненко.
В рамках своего выступления основной проблемой отечественного образования ректор назвал плохую подготовку будущих студентов еще в школе. Единой государственной политики в этой области не существует, как результат – нет целей обучения в школе, а главной задачей становится сдача единого государственного экзамена.
«Сегодняшний ребенок, он становится калекой в такой школе, которая преподает физику по двенадцати программам в Санкт-Петербурге. Ребенка пугают этим предметом уже в первом-втором классе. Там уже появляются джоули, ньютоны... А когда он спрашивает учительницу, что это такое, она говорит «Потом выучишь». А где педагогическая этика? А где все остальные вещи, которые присущи преподавателю? Они исчезли. И это страшно. Потому что школа, вуз и вся жизнь – это учитель», – заявил Литвиненко.
Еще одним печальным фактом Владимир Стефанович считает потерю преемственности как в вузах, так и на предприятиях.
Без коренного изменения школьных программ невозможно говорить о модернизации высшего технического образования.
«Это фантастика, что сегодня демонстрирует наш ВПК! Возьмите тот же "Орешник". И совершенно очевидно, что в основе инновационных прорывов лежит работа инженеров. Именно о них говорил президент России, когда поздравлял создателей оружия с успехом», - отметил ректор.
Но при этом совершенно очевидно, что общая подготовка инженерно-технического корпуса в стране, педагогов откровенно хромает.
Главной задачей для решения проблемы, по мнению ректора, является определение целеполагания государственной политики в отношении образования. Одним из основных препятствий к расстановке государственных приоритетов Литвиненко назвал федеральные программы, которые подменяют собой единое государственное управление.
«Федеральные программы как кроты разрушают систему образования. Они вытягивают деньги, перетягивают внимание и дезинформируют общество по одной причине – они не являются основной частью целеполагания», - считает ректор.
Кроме того, по мнению Литвиненко, для систематизации образования и контроля за ним, начиная со школьной скамьи и заканчивая научной деятельностью в вузах, необходимо создать единое министерство.
«Очевидно, что нужно одно министерство создавать. И одну систему жестокого контроля: что контролировать и как контролировать и на этом поставить, наконец, точку, определив цель школьного и вузовского образования», - заявил Литвиненко.
В то же время Владимир Стефанович отметил необходимость подобных встреч и продолжения дискуссии с целью решения обозначенных проблем путем поиска истины через диалог.
В мероприятиях Недели науки и профессионального образования Санкт-Петербурга принимают участие студенты и сотрудники Горного университета.