Перейти к основному содержанию

Депривация детства или включённый эксперимент Алисы Тепляковой

первоклашка в МГУ
© Форпост Северо-Запад

История возможного поступления на психологический факультет МГУ восьмилетней москвички Алисы Тепляковой не оставила равнодушной психологов и психотерапевтов. «Форпост» разместил в одноимённой группе Фейсбука вопрос о перспективах ребёнка, ещё не вошедшего в подростковый возраст, стать профессионалом в области психологии. Реакция превзошла ожидания. Спектр мнений широк: от утверждения, что психология – наука второй половины жизни, до слов, что ребёнка можно окунуть в эту науку с самого рождения.

Результат Единого государственного экзамена Алисы Тепляковой не разглашается. Известно, что она с запасом преодолела минимальный порог. Психфак МГУ сделал заявление, что при достаточном результате ЕГЭ и успешном прохождении внутриуниверситетских вступительных испытаний девочка может быть зачислена на первый курс. И отметил, что для Алисы это был бы интересный «включённый эксперимент».

«Форпост» связался и с мамой вундеркинда. На вопрос о том, насколько понятна ребёнку может быть, например, «Психология сексуальности» Зигмунда Фрейда нам объяснили, что «нормальная психология-это немного про другое, и Фрейд устарел лет на 100-150, не говоря о том, что валидизации его построения так и не подверглись».

Missing материал.

В одном из интервью Алиса говорила, что собирается изучать детскую психологию. По словам мамы, психология тоже бывает разная, можно в соответствующем институте РАН работать, в школе, в консультировании, или выбрать специализацию и заниматься только ранним развитием.

Заглянув на сайт психфака МГУ нетрудно убедиться, что среди специальностей, которые предлагаются в рамках текущей приёмной кампании, есть по крайней мере одна на неискушённый взгляд вполне подходящая для реализации того самого включённого эксперимента. Речь идёт о специалитете «Психология служебной деятельности» со специализацией «Психология развития и обучения».

«Область профессиональной деятельности выпускника специализации «Психология развития и обучения» определена задачами контроля над ходом психического развития человека на протяжении онтогенетического развития от рождения до смерти, включая возрастные периоды детства, подростничества и юношества, зрелости, старения и старости, с целью своевременного выявления проблем и трудностей развития и психологического сопровождения в их разрешении» - говорится в аннотации к специализации.

Такая проблемная область действительно, хотя бы чисто умозрительно, открывает дипломированному ребёнку неоспоримые преимущества. Мало кому удаётся понаблюдать за собственным переходом из детского в подростковый возраст, имея на вооружении весь массив знаний профессионального психолога. Проходя естественным путём собственную жизнь, этап за этапом, такой специалист мог бы с годами получить неоценимый исследовательский материал.

Однако не будем сбрасывать со счетов идею Карла Юнга о «раненом целителе». Его способность помогать пациенту справляться с психологическими проблемами тем выше, чем в большей мере они знакомы самому психологу по личному опыту.

Более того, по мнению опрошенных «Форпостом» психологов, не только последующая профессиональная деятельность, но даже сама учёба в университете для ребёнка 8-12 лет может стать серьёзной психологической проблемой.

Missing материал.

«В вузе нужно тянуться и соответствовать, и у ребёнка будет огромное желание к этому. Но и психика ещё не готова, и структуры воли ещё только в процессе формирования и тоже не созрели. А избыточная нагрузка приведёт к плачевному результату. Все резервы и ресурсы человека будут тратиться не на постепенное созревание психики и освоение нового опыта, а на то, чтобы соответствовать недетским задачам. Итог, ребёнок, лишённый детства не будет иметь ни ресурсов, ни интереса к взрослой жизни» - утверждает один из участников дискуссии в специализированной группе Фейсбука.

Ещё одно похожее мнение: «Гениальность ребёнка даёт ему не совсем комфортное психологическое состояние, что возможно появляется желание разобраться с этим через обучение. Психология в школе нужна, но ведь в вузе не будут адаптировать программу под развивающийся эмоциональный интеллект пусть гения, но 8 лет».

Оставим специалистам дальнейшее обсуждение тонкостей дисбаланса между психическим и интеллектуальным развитием. Остановимся на проблемах сегодняшней российской школы. Алиса Теплякова обучается дома со своими родителями, выпускниками МГУ. Как они утверждают, учебная нагрузка у ребенка (по количеству часов) ниже, чем у обычных школьников. То есть по отношению к потребностям детского гармоничного развития никакой депривации, выражаясь языком психологов, не произошло.

Налицо явный вызов отечественной школьной системе. Если к восьми годам ребёнок без изнуряющих занятий может освоить базовые знания среднего общего образования, то какой глубины можно добиться за 11 учебных лет? Понятно, что весомая доля успеха Алисы обеспечена индивидуальностью подхода и особенностями личности ученика. Но это не значит, что домашнее обучение является единственной альтернативой косной и демотивирующей традиционной школе.

В стране существуют частные и государственные школы, обучающие по собственным методикам. Федеральные образовательные стандарты совсем не противоречат творческим усилиям в этом направлении. Было бы желание и энергия. Возьмём, к примеру, Авторскую школу «Горный» в Петербурге.

Авторская школа Горный
© Форпост Северо-Запад

Эксклюзивная образовательная методика здесь построена на анализе мирового опыта. В ней, в частности, используется симбиоз учебных пособий различных стран, как в отдельных предметных областях, так и в факторе мотивации к учёбе. Последнее не менее важно, поскольку разбуженная любознательность ученика почти гарантированно приводит к хорошим оценкам.

В «Горном» не стремятся к тому, чтобы как можно раньше сориентировать школьников на углублённое изучение отдельных предметов. Глубокими должны быть знания по всем дисциплинам. Кругозор и разносторонняя образовательная база помогут ученикам точнее определить направление своего профессионального развития, когда для этого придёт время.

Другой важный аспект – социализация. Если домашнее образование у талантливых и педагогически подкованных родителей теоретически ещё может тягаться с авторскими школами по уровню подготовки, то с интеграцией детей в социум там неизбежно возникают проблемы.