Перейти к основному содержанию

В США собираются отбирать абитуриентов в университеты не по знаниям, а по политическим взглядам

долой книги
© pixabay.com

Пандемия коронавируса, как повод для отмены стандартных вступительных тестов в университеты и колледжи США, теряет актуальность. Зато на смену ей приходит тренд на «позитивные действия», то есть режим наибольшего благоприятствования для абитуриентов из разных социальных и этнических групп. Американское высшее образование движется от «меритократии» к «охлократии».

Обратная дискриминация в чистом виде всё-таки ещё не приветствуется. Поэтому адепты движения предлагают вообще отказаться от вступительных экзаменов, как способа оценки уровня знаний. Для уравнивания шансов поступающих предлагается сделать пропуском в вуз «правильные» жизненные установки и политическую позицию.

В 2022 году, по данным Fair test (Национальный центр справедливого и открытого тестирования (США), более трёх четвертей колледжей и университетов страны отменили для бакалавриата обязательные требования по прохождению вступительных тестов SAT или ACT. По сути, они являются аналогами российского Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Оцениваются математические, аналитические и вербальные навыки абитуриентов на основе школьной программы. Более того, около половины учебных заведений из опубликованного списка отменяют стандартные тесты до 2023-2024 годов.

сдача теста
© pixabay.com

Сегодня, несмотря на ослабление эпидемического накала, набирают силу голоса в пользу полной отмены SAT или ACT. Предлагается оставить только мотивационное эссе, аттестат, рекомендательные письма из школы и портфолио. Гарвардский политический теоретик Майкл Сандел, например, предложил проводить среди абитуриентов первичный квалификационный отбор, а потом сокращать избыточное количество претендентов с помощью лотереи.

«То, как мы тестируем студентов на типичных стандартизированных тестах, имеет мало или вообще ничего общего с тем, как представляются проблемы реального мира» - цитирует профессора психологии Корнелльского университета Роберта Штернберга Hechinger Report, специализированное образовательное издание США.

Как пишет профессор социологии Стивен Бринт (статья в издании The Chronicle of Higher Education), «последним ударом» по стандартным тестовым экзаменам стало то, что от них отказался его родной Калифорнийский университет, образовательный конгломерат из 10 кампусов с почти тремя сотнями тысяч студентов.

Бринт подвёл под процесс философскую основу. По его мнению, сегодня в США, да и во всём западном мире, происходит закат образовательной меритократии (карьерное продвижение за счёт реальных заслуг, а не происхождения или имущественного статуса). Именно стандартизированные тесты после Второй мировой войны помогли сменить систему приёма в ведущие американские университеты с аристократической на меритократическую. Демократизация началась с Гарварда и вскоре распространилась на все учебные заведения Лиги плюща. В результате с 1945 по 1980 год из стен этих вузов вышло много «высококвалифицированных и высокомотивированных студентов, которые заняли впоследствии ключевые должности в госуправлении и бизнесе».

карьера
© pixabay.com

Дальше что-то пошло не так. Поборов социальный барьер доступа к качественному образованию, реформаторы наткнулись на то, что в семьях талантливых студентов из низов уже во втором поколении начали появляться дети с заметно более высокими стартовыми возможностями. Идея равенства вновь пошатнулась.

«В дополнение к тем унаследованным преимуществам, которыми могли пользоваться потомки этой когнитивной элиты, их родители также смогли подготовить детей к успеху, передав множество преимуществ образования: ранний интенсивный опыт чтения, путешествия и посещения музеев, отличные начальные и средние школы, общение с мотивированными сверстниками из образованного сообщества» - пишет Стивен Бринт.

Во времена диктатуры толерантности с таким «очевидным неравенством» демократические активисты уже не хотят мириться.

«К счастью, можно определить подход, адекватный текущему состоянию [общества]. Этот подход фокусируется на отборе [абитуриентов] в соответствии с гражданскими идеалами, которые элитные колледжи уже исповедуют, хотя и не в полной мере» - считает эксперт.

Стремление упростить вузовские приёмные испытания якобы для достижения равенства возможностей напоминает известную байку о революционных событиях в России 1917-го года.

«На улице митинг, к чему там призывают?» – спрашивает горничную внучка декабриста, сама уже в преклонных годах.

Та подходит к окну, прислушивается и отвечает: Это революционеры, барыня, они хотят, чтобы не было богатых.

- Странно, дед мне всегда говорил, что революционеры хотят, чтобы не было бедных».

Что сказал бы тот дед, окажись он в сегодняшних США? Вероятно, похвалил бы, например, о французскую систему детских садов. Там дети из богатых и бедных семей посещают одни и те же дошкольные заведения, только родительская плата совершенно разная, в зависимости от дохода. Всё-таки это более предпочтительный способ добиваться равных стартовых возможностей, чем уничтожение в университетах системы конкурсного отбора на основе знаний.

Памятник в Принстоне
© pixabay.com / Памятник в Принстоне.

К счастью для американского образования, не все там думают как Майкл Сандел с его вступительной лотереей. Наиболее влиятельный представитель альтернативной точки зрения – Массачусетский технологический институт (MIT), который уверенно держит первое место в мире в главном университетском рейтинге QS (по названию составителя, британской компании Quacquarelli Symonds).

Университет 28 марта сего года официально заявил, что вопреки тенденции восстанавливает требование о предоставлении абитуриентами результатов сдачи тестов SAT или ACT для будущих приёмных кампаний.

«Мы постоянно обнаруживаем, что учет успеваемости по SAT и ACT, особенно по математическому направлению, значительно улучшает прогностическую обоснованность наших решений в отношении последующего успеха студентов в институте» - говорится в пресс-релизе MIT.

В отличие от гуманитариев, которые уже отошли от критического научного взгляда в сторону специфически понятой либеральной этики, инженерная школа ещё держится. Иначе через какое-то время мир окажется без авиации, автомобилей и электричества.