Перейти к основному содержанию

Ректор Московского энергетического: наши проекты создают современный, безопасный и эффективный облик энергетики

Рогалев
© МЭИ

К десятилетию ГОЭЛРО (государственный план электрификации) Советская Россия не только восстановила разрушенное Гражданской войной энергетическое хозяйство, но и кратно прирастила его. К 1917-му году в стране работало 75 электростанций, а в 1927-м, на седьмой год реализации плана, их было уже 858. Государство встало перед необходимостью насытить отрасль квалифицированными кадрами и нарастить потенциал её технической модернизации.

В 1929-м году было принято решение о создании специализированного вуза для энергетической отрасли. В следующем году на базе электропромышленного факультета Института народного хозяйства и Высшего энергетического училища (выделилось из Московского высшего технического училища имени Баумана) был создан Московский энергетический институт. Сегодня - Национальный исследовательский университет (НИУ) «МЭИ».

Ведущий вуз энергетической отрасли перешагнул девятое десятилетие своей истории, став своего рода научно-образовательной экосистемой. В его составе 12 институтов, более 100 научно-исследовательских лабораторий, специализированный опытный завод, не имеющая аналогов учебная ТЭЦ, крупнейшая в стране научно-техническая библиотека и собственный полигон возобновляемой энергетики.

Ректор НИУ «МЭИ», Николай Рогалёв, рассказал в своём интервью «Форпосту» о работе университета над обеспечением качественного обновления энергетической отрасли.

- Николай Дмитриевич, в недавнем докладе Института народнохозяйственного прогнозирования «Потенциальные возможности роста российской экономики: анализ и прогноз» обозначено базовое противоречие отечественной научно-технической сферы – немалые государственные затраты на исследования и разработки в недостаточной степени конвертируются в производство новой высокотехнологичной продукции. Насколько быстро, на ваш взгляд, можно улучшить ситуацию в целом по стране, что нужно делать в первую очередь, и как МЭИ выстраивает систему внедрения научных разработок?

- Мне понятны опасения коллег-экономистов, однако нужно понимать: в формировании сложных производственных процессов не бывает мгновенных эффектов. Необходимо укрепление и регулярная поддержка системы производства научного знания, системы подготовки кадров, системы поддержки научных исследований.

НИУ «МЭИ» сегодня реализует ключевые задачи для поддержки энергетики и высокотехнологичного производства в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030». Вся программа, ориентированная на десятилетие вперед, определяет вектор развития через фундаментальное разностороннее образование и передовые технологии для энергетики и инновационной экономики.

здание МЭИ
© Gennady Grachev, Википедия

- Стратегический проект НИУ «МЭИ» №1, как он назван в программе развития вуза до 2030 года, нацелен на создание инновационного энергетического оборудования. Каких подвижек на этом направлении можно ждать в ближайшие годы?

- «Энергетика больших мощностей нового поколения» - первый среди проектов НИУ «МЭИ» в рамках реализации программы «Приоритет 2030». Он направлен на разработку полного инновационного цикла ключевых конструкторских, технологических и цифровых решений для создания российского основного и вспомогательного энергетического оборудования. В проект входит разработка 12 комплексных решений: ТЭС на углекислотном рабочем теле, ГТУ [газотурбинная установка] большой мощности, ТЭС на УСКП пара [Технологии получения пара с ультра-суперкритическими параметрами], гидромашины повышенной мощности, ГЭС-ГАЭС [насосно-аккумулирующая гидроэлектростанция], интеллектуальные системы управления энергетическими системами, силовая электроника для цифровой энергетики.

Фактически речь идет о создании совокупности ключевых объектов на всех уровнях - от генерации до управления сетями, - обеспечивающих новый, современный, безопасный и энергоэффективный облик энергетики.

Иначе говоря, будут разработаны технологии производства и передачи электрической энергии с качественно новым уровнем энергетической эффективности, надежности и экологической безопасности. На сегодняшний момент уже разработан комплексный план научных исследований и проведена работа по вопросу импортозамещения программного обеспечения в НИУ «МЭИ». Так, в 2021 году инжиниринговым центром «Энергетика больших мощностей нового поколения» закуплены российские программные продукты, являющиеся аналогами зарубежных, которые ранее применялись при разработке новых решений для энергетического оборудования.

МЭИ 1
© МЭИ

- Расскажите о новых образовательных программах и направлениях обучения в МЭИ. Что будет наиболее востребовано в рамках нашей новой индустриализации?

- На сегодня крайне востребованными являются все направления, связанные с энергетической отраслью как таковой, в особенности – подготовки исследователей и конструкторов. И для новой индустриализации поддержка стабильной энергетической системы - одна из базовых задач, обеспечивающих промышленный потенциал. Одновременно с этим, управление производственными системами, гарантия работоспособности промышленности требует подготовку специалистов в области информационных технологий. И мы сегодня выступаем одним из лидирующих вузов, готовящих качественных специалистов в IT-отрасли, по всем направлениям этой подготовки - от прикладной математики и информатики до информационной безопасности.

Особое направление в энергетике формируется за счет требований повышения энергоэффективности и безопасности. И здесь мы значительно расширяем программы, связанные с подготовкой специалистов в области возобновляемых источников энергии, водородной энергетики, энергосбережения.

В процессе обучения нами разработана отдельная программа, повышающая качество подготовки наших специалистов. Сегодня в НИУ «МЭИ» реализуются программы подготовки кадрового резерва для энергетики и инновационной экономики «ЭТАЛОН» (Энергия. Талант. Активность. Лидерство. Образование. Наука.) во всех институтах университета. Данная программа направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для высшей школы, научных центров, энергетики и инновационной экономики в условиях новой промышленной революции.

Программа подготовки «ЭТАЛОН» дает расширенную возможность участия в прорывных научно-технических проектах. Студенты получают доступ к современному программному обеспечению, лабораториям, включаются в состав научных групп и занимаются научными разработками на протяжении всего периода обучения.

МЭИ 2
© МЭИ

- Насколько ощутим удар, нанесённый антироссийскими санкциями по международному научному сотрудничеству вуза. Как восполняются потери в этой сфере?

- Сегодня мы продолжаем, а в ряде случаев расширяем наше сотрудничество со странами, остающимися партнерами России, и продолжавшими долгое время быть нашими академическими партнерами. Мы увеличиваем программы совместной работы с дружественными государствами, в ряде случаев это партнерство переходит на качественно иной уровень. Так, для республики Куба НИУ «МЭИ», в соответствии с межправительственными соглашениями между Россией и Кубой, стал основным вузом в подготовке кадров для национальной энергетики. НИУ «МЭИ» выступает в роли классической модели высшей академической школы, располагая комплексом ресурсов и высококвалифицированным коллективом профессорско-преподавательского состава, востребованным на мировом уровне в рамках эффективного содействия в совершенствовании кадрового потенциала молодых поколений, опытных специалистов и руководителей отраслевых организаций в энергетической сфере как российских, так и союзных государств – стран СНГ.

Программы «двух дипломов», которые мы реализовывали совместно с рядом европейских университетов, в ряде случаев временно приостановлены. Однако при этом официальных писем о расторжении договоров о сотрудничестве от европейских вузов мы не получали. Никакого ощутимого ущерба от санкций мы не почувствовали.

МЭИ 3
© МЭИ

- В течение последних трёх лет у вас практически не увеличивается стоимость платного обучения. В новом учебном году только по двум специальностям для первокурсников бакалавриата установлена плата выше 250 тысяч рублей. Как удаётся поддерживать необходимый уровень технической обеспеченности образовательного процесса при достаточно мягкой тарифной политике?

- Как это ни странно, отчасти нам «помогла» пандемия. Еще до начала ограничений, связанных с ковидом, у НИУ «МЭИ» была разработана собственная система дистанционного обучения, ориентированная, в первую очередь, на программы дополнительного образования. С введением ограничений по ковиду мы оказались готовы к переводу образовательного процесса в дистанционный формат уже в рамках всего университета. Затраты на дистанционный формат позволили нам снизить издержки на образовательный процесс.

Наиболее ресурсозатратные процессы в подготовке специалистов-энергетиков - работа на стендах и в лабораториях. И здесь нам оказывают поддержку компании-партеры, лидеры рынка, совместно с которыми мы формируем наши учебные программы. Именно они активно участвуют в проектировании образовательных траекторий и обеспечивают оснащение университета современным оборудованием. Большой объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИУ «МЭИ» позволяют не только поддерживать, но и поднимать на новый уровень техническую обеспеченность образовательного процесса вуза.

МЭИ 4
© МЭИ

- Непрерывное образование в течение всей жизни стало признанным трендом. Какой формат дополнительного образования, на ваш взгляд, наиболее эффективен для инженерных специальностей, в каком направлении нужно двигаться дальше?

- Для нас - опытным путем, - мы определили, что самым эффективным и востребованным форматом дополнительного образования является сотрудничество с нашими партнерами. Именно компании реального сектора экономики определяют, как, чему и на чем нужно готовить специалистов, каких именно дополнительных знаний не хватает инженерам сегодня. Мы, со своей стороны, готовы сказать, какие компетенции понадобятся специалистам завтра. В этой синергии текущих потребностей и оценки будущего рождаются учебные программы, ориентированные на реальность. Разработка силами экспертов компаний и корпораций научных и образовательных программ совместно с вузом позволяет на постоянной основе взаимодействовать с будущими работодателями и решать практико-ориентированные задачи компаний. Уверен, что объединение усилий обеспечит совершенствование кадрового потенциала молодых специалистов энергетической отрасли, и даст возможность для развития опытным специалистам отрасли.

МЭИ 5
© МЭИ

- МЭИ принял решение о присоединении к консорциуму вузов минерально-сырьевого комплекса «Недра». Какие планы связываете с участием в консорциуме?

- Одной из немаловажных задач присоединения НИУ «МЭИ» к консорциуму вузов минерально-сырьевого комплекса «Недра» является аккумуляция усилий, в том числе в части взаимодействия с государственными структурами с целью решения проблем, существующих в энергетической отрасли, а также в системе высшего технического образования. Благодаря совместным усилиям, мы должны достигнуть роста уровня адаптации высших учебных заведений к запросам рынка труда, а дальнейшее сотрудничество крупных профильных компаний, органов государственной власти и университетов - позволит формировать единую научно-образовательную среду и, в конечном итоге, трансформировать отечественную экономическую модель из сырьевой в постиндустриальную.

- Каким, по вашему мнению, должно быть в технических вузах оптимальное сочетание дистанционного и традиционного офлайн-обучения, в частности в вузах со значительным количеством филиалов, как у МЭИ?

- Национальный исследовательский университет «МЭИ» готов развиваться и двигаться дальше с применением современных технологий, в том числе и дистанционных. Вероятно, главным критериям здесь является необходимость (спрос) на применение дистанционных технологий без потери качества обучения. Оптимум в каждом случае будет разным. Однако, для инженеров и специалистов в области энергетики необходима практика с опытными наставниками в современных лабораториях на специализированных установках и приборах. Студенты НИУ «МЭИ» во время своего обучения должны напрямую прикасаться к своей дальнейшей профессии и специализации. В НИУ «МЭИ» есть сформировавшийся опыт применения дистанционных технологий в обучении, он помогает устанавливать связь с учеными и специалистами со всей страны для обмена опытом между вузами и студентами в целом.