Ученым Горного музея Санкт-Петербурга удалось детально восстановить внешний вид редких флюоритовых ваз XIX века.
…В конце XVIII века британский предприниматель Мэтью Болтон открыл в Бирмингеме одно из первых в Европе производств по изготовлению украшений для интерьеров, выполненных из редкого природного минерала флюорита. В этом английском городе мастера вырезали художественные канделябры, вазы, ароматницы. Но не вручную, а при помощи станков, которые приводились в действие паровой машиной.
В те годы мода на флюорит пережила настоящий бум, особенно в Англии. Здесь, в графстве Дербишир находилось его богатейшее месторождение. Особенно ценился камень насыщенной фиолетовой окраски, который на первый взгляд похож на аметист.
В России в те годы подобных диковинных вещей появлялось немного, и поэтому каждая вызывала живой интерес у знатоков и просто ценителей изящных изделий для украшения интерьера. В 1819 году молодой российский горный офицер, выпускник Горного Кадетского корпуса Григорий Остермейер продал в музей Горного Университета две «шпатовых» вазы, как называли в то время флюорит. Большая ваза была куплена за 100 рублей, вторая - за 75.
В начале 2000-х годов их осколки идентифицировали как элементы редких произведений камнерезного искусства, выполненных из особенно ценного сорта английского флюорита из графства Дербишир.
Ученые Горного музея совместно с сотрудниками Горного университета адаптировали ряд специализированных геологических программ для реконструкционных целей. Комплексный подход позволил воссоздать объемную модель каждого осколка с его структурой и цветом и соединить все части воедино, а не достающие детали смоделировать с высокой точностью.
«Самым сложным этапом в работе по реконструкции ваз, с которым мы столкнулись, было создание 3D-моделей каждого из двадцати одного фрагмента. Ввиду того, что флюорит является прозрачным материалом, в процессе фотограмметрической съемки возникли сложности с определением истинных границ каждого кусочка. Так что приходилось уточнять действительную поверхность для всех частей дополнительно вручную. Кроме того, их размеры сильно варьировались, самый маленький, например, был всего 2 сантиметра», - поделилась участница проекта, студентка выпускного курса кафедры материаловедения и технологии художественных изделий Марья Якимаха.
Разработанная петербургскими студентами технология воссоздания цифровых моделей позволяет увидеть, как выглядели утраченные старинные изделия. Причем не только в одной плоскости, а в полном объеме.
Это даст возможность уже скором будущем перейти от компьютерной реконструкции к процессу реальной реставрации музейных экспонатов, считавшиеся долгое время полностью утраченным.