В этом камне находили последний покой фараоны Египта и Наполеон Бонапарт. Быть погребенным в нем – великая честь, даже если ждать официальных похорон приходилось десятилетиями.
Почти два столетия назад Россия сделала Франции щедрый подарок – порядка 80 тонн ценного красного кварцита, не взяв за его добычу на территории страны с бывшего военного противника ни единого рубля. За семь лет до этого события в 1840 году в Париже произошло торжественное перезахоронение праха Наполеона I, доставленного с острова Святой Елены. Сооружение надгробия для великого императора затянулось. Сложность состояла в поиске нужного материала для создания саркофага. По мнению архитектора Луи Висконти он должен был быть выполнен непременно из красного античного порфира. Этот камень считался «царским» и был символом власти и богатства фараонов Египта, а затем императоров Древнего Рима. Нужной породы не было ни в Греции, ни на Корсике, найти ее не удалось и на французских и римских карьерах, которые к тому моменту были исчерпаны. Подходящие образцы отыскались в России в карельском селе Шокша. Даже не смотря на то, что по итогу горная порода оказалась не порфиром, а кварцитом, французов полностью удовлетворяли внешние характеристики камня. Разрешение на его добычу даже удалось легко получить от императора. Николай I приказал не взимать пошлин за вырубку камня, посчитав судьбоносным тот факт, что некогда великий полководец пытавшийся превратить Россию в трофей своей славы, теперь обретет могилу из камня русского происхождения. Нужный материал в течение года был отобран и доставлен в Париж. Процесс сооружения надгробия же растянулся на двадцать лет, так что даже его архитектор не дожил до официального открытия.
Красный кварцит из Карелии был известен уже на протяжении почти ста лет до того как им заинтересовались европейцы. Местные заводы использовали его для отделки доменных печей, создания форм и внутренней облицовки бань в качестве материала способного поддерживать постоянную температуру, сохраняя первоначальные свойства и форму и не выделяя опасных примесей. Со временем он не выцветал, и его отполированные поверхности оставались зеркальными десятилетиями.
В 1768 году в связи со строительством нового Исаакиевского собора, в Санкт-Петербург было доставлено 361 кусок шокшинского камня. Им украсили нижнюю часть иконостаса и ступени к алтарю. Часть привезенных запасов использовалась и при отделке Михайловского замка. Никаких заводов по обработке или распиловке блоков на карьерах Шокше на тот момент не было. Работы велись только в теплое время года, а на зиму полностью останавливались. Для создания плоской поверхности у камня площадью в 4 квадратных метра требовалось более ста дней работы и не менее 3 тысяч разрушенных головок инструментов. Не смотря на сложность материала, он стал использоваться в отделке и многих других известных памятников Северной столицы. В Казанском соборе им вымощен пол, из него изготовлены колонны в Эрмитаже и украшен постамент памятника Николаю I. Шокшинский кварцит близкий по прочности к граниту и устойчивый к влаге вскоре стал идеальным материалом для отделки фасадов зданий и интерьеров и получил звание одного из самых красивых облицовочных материалов мира.
В XXI веке кварцит по-прежнему используют для мощения улиц, площадей, пешеходных дорожек, создания надгробий и памятников. Не меньшее значение камень играет и в промышленности. Одна из разновидностей кварцита - железистый кварцит. Из этой руды состоит Курская магнитная аномалия – один из крупнейших в мире железорудных бассейнов. Не смотря на высокое содержание металла в этом типе кварцита – около 36,5%, он относится к труднообогатимым рудам.