Перейти к основному содержанию

Камень – фальшивое серебро

кобальтин
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Сегодня этот камень, считавшийся изгоем на протяжении всего Средневековья, один из самых востребованных. Без него не существовало бы современных электромобилей, только цена этому искалеченные детские жизни.

Камень, который долгое время горняки предпочитали обходить стороной, называется кобальтин. Это инфернальное имя родом из Саксонии, которая пять веков назад была крупным центром добычи серебра, меди и других цветных металлов. Минерал получил такое имя из-за входящего в состав кобальта. В те времена местные горнорабочие этим словом называли злых духов, населяющих выработки и мешающих добычи полезных ископаемых. Чаще всего в образе нечистой силы выступали гномы. Именно они, по легенде, появлялись в местах, богатых ценными ископаемыми, и делали вид, что трудятся в забое. На самом деле мифические создания воровали серебро прямо из руды. После чего превращали ее в бесполезную и даже опасную для искателей драгметаллов.

кобальтин
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Предания возникли не на пустом месте. Руды, содержащие кобальт, действительно вводили в заблуждения горняков. Люди часто натыкались на блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы, внешне похожие на серебро. Пытаясь извлечь ценный компонент, они обжигали образцы, а из них в свою очередь выделялся мышьяк, отравляя рудокопов. При этом никакого серебра в их составе, конечно же, не было. Среди немецких рабочих повелось подчеркивать свойства кобальтовых руд и называть их «кобольд» или «кобельт», что означало гном, домовой, бессовестный плут. Так за «нечистой» рудой закрепилось это имя. Выяснить, что является причиной едкого дыма, удалось в 1735 году, когда шведский химик Георг Брандт в ходе исследований свойств мышьяка, открыл неизвестный серый металл, за которым было решено сохранить название «кобальт». Брандт также установил, что соли данного элемента окрашивают стекло в синий цвет.

кобальтин
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Как оказалось, таким свойством кобальтовых минералов пользовались еще за несколько тысячелетий до нашей эры. Во время раскопок в Египте были найдены искусственные камни, интенсивно синей окраски, в состав которых входил этот металл, а в развалинах Помпеи обнаружили синюю мозаику. Способ изготовления кобальтовой краски, хранящийся в древности в строжайшем секрете, был утерян после падения Римской империи. Заново его удалось возродить богемскому купцу Шюреру. Сырьем для производства синего пигмента, устойчивого к внешним воздействиям, послужили все те же минералы Саксонии. В дальнейшем рецепт изготовления проник в Голландию, затем во Францию и в Германию, где кобальтовые минералы стали использовать для окраски фарфора. В некоторых европейских городах до сих пор сохранились архитектурные памятники Средневековья с синими кобальтовыми стеклами. Среди них Амьенский и Реймсский соборы во Франции, Софийский собор в Киеве и один из мавзолеев Самарканда.

кобальтин
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Именно благодаря кобальту кобальтин имеет важное экономическое значение. Он является основной рудой для получения металла, который так востребован на современном рынке. Химический элемент входит в состав современных электромобилей, а именно применяется в качестве катода (отрицательного электрода) совместно с никелем, марганцем в литий-ионных батареях. В 2021 году из-за постоянного спроса со стороны производителей кобальт подорожал почти в два раза. Аналитики ожидают, что цены в этом году на самый дорогой в мире металл для производства аккумуляторов достигнут $28.50 за фунт и вырастут до $40 в 2024 году. При этом такие крупные производители как Tesla и Volkswagen, пообещали в ближайшее время сократить использование кобальта, который сильно зависит от добычи в Демократической Республике Конго. Это связано, прежде всего, с использованием детского труда. По оценкам экспертов, более десяти процентов поставок добывается вручную и часто несовершеннолетними.

кобальтин
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Впрочем, без кобальта в современном мире не может обойтись ни металлургическая, ни авиационная, ни космическая промышленности, так что вряд ли его добыча когда-нибудь остановится.