Mystical Riddle of Florentine Box

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Amongst St. Petersburg Mining Museum exhibits, there is a unique 18th-century box. Its history is intertwined with both the Italian Medici family and the royal dynasty of the Russian Empire.

Florence is the symbol of the Renaissance. When talking about it, the first thing that comes to mind is the House of Medici, the dominant family and probably the most well-known patrons in history. They rose to political power in Florence but basically ruled the entire Tuscany region for centuries. The Medici were known for being greedy and guileful, living in unimaginable luxury, yet they also showed love for art and were patrons of Michelangelo. Despite all the good this family had done, they also caused a lot of trouble – savage turf wars leading to the civil unrest in Tuscany, harassment of political opponents, family and church feuds.

The Medici dynasty is notoriously famous for killing their enemies by poisoning them. Poisons were kept and transported in classy wooden boxes encrusted with gold and silver. The 'silent assassin' was incredibly efficient, leaving its victims no chance to survive.

Catherine de Medici, queen consort of France, is perhaps one the most renowned poisoners ever. Born in Florence, she was lucky to become the ruler of the neighbouring country, helped by her mother, a French aristocrat. Catherine went down in history as the instigator of the St. Bartholomew's Day massacre.

Time went by, with the age of Botticelli, Raphael and Michelangelo coming to an end by the mid-16th century. Florence was now under the reign of Ferdinando I de Medici, and mosaic, the art form that had remained lost since imperial Rome, revived.

Фернандо Медичи
© Общественное достояние

n 1588 the Grand Duke opened the first workshop that recreated original art pieces – murals, pictures and caskets decorated with a mosaic of precious and semi-precious stones. Such mosaics were created by tiling large lumps of coloured rock, supplemented with inclusions of noble metals, sometimes even diamonds.

This is when the delicate art of Florentine craftsmen comes into play with the history of Russia – in the most remarkable manner! Following the coup d'état of 6 December 1741, Elizabeth Petrovna, the younger daughter of Peter the Great and Catherine I, ascended the throne. Masquerades, hunts, festivities, a wardrobe of 15,000 dresses – the life of the Empress was nothing but fun. Contemporaries said Elizabeth was an easy-going and cheerful person with a pointed wit.

It should not come as a surprise then that exquisite, expensive items for nobles’ wardrobes became exceptionally popular during Elizabeth's reign. Shortly after boxes in Florentine mosaic spread amongst the European aristocracy, the first production factory opened in Russia, and refined pieces of artwork caught on at the imperial court of St. Petersburg, followed by the city's upper-class society. In due course, Russian craftsmen mastered the Italian technique so skillfully, they became tough competitors to 'box makers' from Tuscany.

Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

One of their works, a casket studded with precious stones, is exhibited at the Mining Museum in St. Petersburg. It is made from fine wood and black marble, presumably in the XVIII-XIX centuries, and covered with decorative panels featuring volumetric Florentine mosaics. The mosaics are rich in jasper, agate, lapis lazuli and gilt bronze.

This box was passed on to the Mining Museum in 1927 by the Leningrad branch of the State Museum Fund. Before that, it was stored at the Marble Palace, then owned by Grand Duke Konstantin Konstantinovich and his spouse Elisabeth.

князья
© flickr.com

So what is the story behind the Florentine box that ended up in the home of imperial family members? According to one of the versions, it was presented as a gift for the wedding of Grand Duke Konstantin Romanov and Elizabeth Mavrikievna, née Princess Elisabeth Auguste Marie Agnes of Saxe-Altenburg. This marriage united the two great aristocratic houses of Europe – the House of Romanov and the Duchy of Saxe-Altenburg. As for the delicate jewellery box gifted to the newlywed couple, the present did not bring much happiness to their owners. Could the reason be that such boxes enchased with gemstones were primarily used for storing deadly poisons that could kill political rivals?

Princesse Elisabeth was born into the family of Prince Moritz of Saxe-Altenburg, who was the grandson of Grand Duchess Elena Pavlovna, daughter of the Russian Emperor Paul I. The bride's German parents were against their daughter marrying the Russian duke due to the recent death of Emperor Alexander II. Elisabeth was, however, deeply in love and firmly answered: 'I am not afraid of gunpowder!' Konstantin's family, for their part, tried to find their son another bride-to-be, but he declared his heart had been already taken. An interesting fact is that the princess refused to convert to Orthodox Christianity.

The lovers' wedding took place at the church of the Winter Palace in 1884. Konstantin and Elisabeth resided in the Marble Palace and had nine children (one girl died at two months) who mostly suffered a tragic fate, though. Almost all of them were either killed in the First World War or shot by the Bolsheviks. The Grand Duke himself died in 1915, unable to survive the death of his eldest son Oleg from wounds suffered in battle.

Princesse Elisabeth, her younger children and grandchildren managed to leave Russia for Germany with the start of the October Revolution. She died alone at the estate of her younger brother, the Prince of Saxe-Altenburg, 62 years of age.

Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

The precious box, created by Russian masters, had survived all the evil of the 20th century and retained its original form. Nowadays, it is on display at the Mining University's museum. One can only guess whether the 'infernal ancestry' of the Florentine box had anything to do with the fate of the Russian-German princess.

Санкт-ПетербургПеременная облачность+21°C
$ЦБ:73,14ЦБ:86,99OPEC:74,42

Мистическая загадка флорентийской шкатулки

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

В коллекции Горного музея есть одна уникальная шкатулка работы XVIII века, чья история тесно связана как с итальянским семейством Медичи, так и с одной из царских семей Российской империи.

Символ эпохи Возрождения - Флоренция. На память сразу приходят самые знаменитые меценаты в истории – итальянское семейство Медичи, на протяжении веков владевшее этим городом и всей Тосканой в качестве полноправных сеньоров. Члены этой легендарной семьи были знамениты на всю Европу одновременно своей алчностью и коварством, а с другой – любовью к искусству и покровительством творческим людям. Медичи щедро поддерживали художников, в числе которых был даже легендарный Микеланджело. В то же время – жесточайшая борьба за власть, травля политических противников, семейные и церковные распри, неслыханная по тем временам роскошь, развязанная сторонниками семейства гражданская война в Тоскане.

И конечно, главную «славу» представителям этого семейства принесли убийства своих противников с помощью ядов. Они хранились и перевозились в изящных деревянных шкатулках, отделанных золотом и серебром. «Бесшумный убийца» делал свое черное дело эффективно и жестоко, не оставляя своим жертвам шансов на спасение.

Одной из самых известных отравительниц в истории была королева Франции Екатерина Медичи. Уроженка Флоренции, благодаря матери – французской аристократке,она смогла стать правительницей соседней с ее родиной страны. В историю Екатерина вошла как инициатор Варфоломеевской ночи.

Но время Ботичелли и Рафаэля и Микеланжело прошло, наступила середина XVI века. Во Флоренции правит Фердинандо Первый ди Медичи. На свет появляется забытое со времен императорского Рима искусство – мозаика.

Фернандо Медичи
© Общественное достояние

В 1588 году Великий герцог открывает первую мастерскую, изготавливающую по оригинальным рецептам панно, картины и ларцы, украшеные мозаикой из драгоценных и полудрагоценных камней. Составляли ее из крупных кусков цветного камня, дополняя цветной узор вкраплениями благородных металлов и даже бриллиантами.

И вот здесь тонкое искусство флорентийских мастеров удивительным образом пересекается с историей России. 6 декабря 1741 года в ходе государственного переворота на престол взошла Елизавета Петровна, младшая дочь императора Петра I Великого и Екатерины I.«Весёлая царица была Елисавет, поёт и веселится, порядка только нет», – писал о временах ее правления граф Алексей Толстой. Маскарады, охота, праздники и гардероб на 15 тысяч платьев – быт императрицы представлял собой калейдоскоп развлечений. Современники отмечали легкий нрав, веселый и проницательный ум Елизаветы Петровны.

Неудивительно, что именно во время царствования Елизаветы в Санкт-Петербурге сначала при императорском дворе, а потом и в столичном высшем свете стали необычайно популярны изящные дорогие вещицы для личного гардероба знати. Когда шкатулки, украшенные флорентийской мозаикой получили широкое распространение среди европейской аристократии, первая фабрика по их производству вскоре появилась и в России. Причем отечественные мастера со временем освоили итальянскую технику так умело, что скоро составили тосканским мастерам серьезную конкуренцию.

Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Одно из их таких произведений искусства – экспонат Горного музея. Ларец с большим количеством драгоценных камней выполнен из ценных пород дерева и черного мрамора, предположительно в XVIII – XIX веках, и украшен декоративными панно с объемной флорентийской мозаикой. В ней присутствуют яшма, агаты, лазурит и позолоченная бронза.

Шкатулка была передана в Горный музей в 1927 году из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда. Ранее она находилась в коллекции Мраморного дворца, принадлежавшего великому князю Константину Константиновичу и его супруге Елизавете.

князья
© flickr.com

Каким образом флорентийская шкатулка оказалась в доме членов императорской семьи? Есть версия, что ее подарили на свадьбу великого князя Константина Романова и саксонской принцессы Елизаветы, урожденной Августы Марии Агнессы, принцессы Саксен-Альтенбургской. Этот брак породнил между собой два крупных аристократических дома Европы – императорской семьи Романовых и германских принцев Саксен-Альтенбургских. А вот изящный ларец для драгоценностей, подаренный молодоженам, как оказалось, не принес княжеской семье большого счастья. Не потому ли, что в таких же шкатулках, усыпанных драгоценными камнями, чаще всего хранился сильнодействующий яд для отравления политических конкурентов.

Елизавета Маврикиевна родилась в семье принца Морица Саксен-Альтенбургского, который был внуком великой княгини Елены Павловны, дочери российского императора Павла I. Немецкие родители невесты были против союза их дочери с русским князем - совсем недавно в России убили императора Александра II. Но Елизавета была уже влюблена, и её ответ был твердый: «Я не боюсь пороха!». Родители Константина, со своей стороны, тоже пытались подыскать сыну другую невесту, но тот заявил, что его сердце занято. Кстати, принцесса отказалась принимать православие.

Свадьба влюбленных состоялась в церкви Зимнего дворца в 1884 году. В этом браке родились 9 детей (одна девочка умерла в младенчестве). Домом молодоженов стал Мраморный дворец. Судьба отпрысков августейшей пары сложилась по большей части трагически: большинство детей Елизаветы и Константина погибли в первую мировую войну или были расстреляны большевиками. Сам великий князь умер в 1915 году, не сумев пережить гибель на фронте старшего сына Олега.

Елизавета Маврикиевна с младшими детьми и внуками успела уехать из России в Германию вскоре после октябрьского переворота 1917 года и скончалась в 62 года в одиночестве, в имении младшего брата, принца Саксен-Альтенбургского.

Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Драгоценная шкатулка, созданная руками отечественных умельцев, смогла благополучно пережить все несчастья ХХ века и сохранилась в первозданном виде до наших дней, заняв достойное место в экспозиции музея Горного университета. Сыграла ли в судьбе русско-немецкой принцессы Елизаветы свою роль подаренная на свадьбу «инфернальная родословная» шкатулка с флорентийской мозаикой, остается только гадать.

Подписывайтесь на наши каналы:Google NewsGoogle НовостиYandex NewsЯндекс НовостиYandex ZenЯндекс Дзен