Перейти к основному содержанию

Мистическая загадка флорентийской шкатулки

горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

В коллекции Горного музея есть одна уникальная шкатулка работы XVIII века, чья история тесно связана как с итальянским семейством Медичи, так и с одной из царских семей Российской империи.

Символ эпохи Возрождения - Флоренция. На память сразу приходят самые знаменитые меценаты в истории – итальянское семейство Медичи, на протяжении веков владевшее этим городом и всей Тосканой в качестве полноправных сеньоров. Члены этой легендарной семьи были знамениты на всю Европу одновременно своей алчностью и коварством, а с другой – любовью к искусству и покровительством творческим людям. Медичи щедро поддерживали художников, в числе которых был даже легендарный Микеланджело. В то же время – жесточайшая борьба за власть, травля политических противников, семейные и церковные распри, неслыханная по тем временам роскошь, развязанная сторонниками семейства гражданская война в Тоскане.

И конечно, главную «славу» представителям этого семейства принесли убийства своих противников с помощью ядов. Они хранились и перевозились в изящных деревянных шкатулках, отделанных золотом и серебром. «Бесшумный убийца» делал свое черное дело эффективно и жестоко, не оставляя своим жертвам шансов на спасение.

Одной из самых известных отравительниц в истории была королева Франции Екатерина Медичи. Уроженка Флоренции, благодаря матери – французской аристократке,она смогла стать правительницей соседней с ее родиной страны. В историю Екатерина вошла как инициатор Варфоломеевской ночи.

Но время Ботичелли и Рафаэля и Микеланжело прошло, наступила середина XVI века. Во Флоренции правит Фердинандо Первый ди Медичи. На свет появляется забытое со времен императорского Рима искусство – мозаика.

Missing материал.

В 1588 году Великий герцог открывает первую мастерскую, изготавливающую по оригинальным рецептам панно, картины и ларцы, украшеные мозаикой из драгоценных и полудрагоценных камней. Составляли ее из крупных кусков цветного камня, дополняя цветной узор вкраплениями благородных металлов и даже бриллиантами.

И вот здесь тонкое искусство флорентийских мастеров удивительным образом пересекается с историей России. 6 декабря 1741 года в ходе государственного переворота на престол взошла Елизавета Петровна, младшая дочь императора Петра I Великого и Екатерины I.«Весёлая царица была Елисавет, поёт и веселится, порядка только нет», – писал о временах ее правления граф Алексей Толстой. Маскарады, охота, праздники и гардероб на 15 тысяч платьев – быт императрицы представлял собой калейдоскоп развлечений. Современники отмечали легкий нрав, веселый и проницательный ум Елизаветы Петровны.

Неудивительно, что именно во время царствования Елизаветы в Санкт-Петербурге сначала при императорском дворе, а потом и в столичном высшем свете стали необычайно популярны изящные дорогие вещицы для личного гардероба знати. Когда шкатулки, украшенные флорентийской мозаикой получили широкое распространение среди европейской аристократии, первая фабрика по их производству вскоре появилась и в России. Причем отечественные мастера со временем освоили итальянскую технику так умело, что скоро составили тосканским мастерам серьезную конкуренцию.

Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Одно из их таких произведений искусства – экспонат Горного музея. Ларец с большим количеством драгоценных камней выполнен из ценных пород дерева и черного мрамора, предположительно в XVIII – XIX веках, и украшен декоративными панно с объемной флорентийской мозаикой. В ней присутствуют яшма, агаты, лазурит и позолоченная бронза.

Шкатулка была передана в Горный музей в 1927 году из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда. Ранее она находилась в коллекции Мраморного дворца, принадлежавшего великому князю Константину Константиновичу и его супруге Елизавете.

Missing материал.

Каким образом флорентийская шкатулка оказалась в доме членов императорской семьи? Есть версия, что ее подарили на свадьбу великого князя Константина Романова и саксонской принцессы Елизаветы, урожденной Августы Марии Агнессы, принцессы Саксен-Альтенбургской. Этот брак породнил между собой два крупных аристократических дома Европы – императорской семьи Романовых и германских принцев Саксен-Альтенбургских. А вот изящный ларец для драгоценностей, подаренный молодоженам, как оказалось, не принес княжеской семье большого счастья. Не потому ли, что в таких же шкатулках, усыпанных драгоценными камнями, чаще всего хранился сильнодействующий яд для отравления политических конкурентов.

Елизавета Маврикиевна родилась в семье принца Морица Саксен-Альтенбургского, который был внуком великой княгини Елены Павловны, дочери российского императора Павла I. Немецкие родители невесты были против союза их дочери с русским князем - совсем недавно в России убили императора Александра II. Но Елизавета была уже влюблена, и её ответ был твердый: «Я не боюсь пороха!». Родители Константина, со своей стороны, тоже пытались подыскать сыну другую невесту, но тот заявил, что его сердце занято. Кстати, принцесса отказалась принимать православие.

Свадьба влюбленных состоялась в церкви Зимнего дворца в 1884 году. В этом браке родились 9 детей (одна девочка умерла в младенчестве). Домом молодоженов стал Мраморный дворец. Судьба отпрысков августейшей пары сложилась по большей части трагически: большинство детей Елизаветы и Константина погибли в первую мировую войну или были расстреляны большевиками. Сам великий князь умер в 1915 году, не сумев пережить гибель на фронте старшего сына Олега.

Елизавета Маврикиевна с младшими детьми и внуками успела уехать из России в Германию вскоре после октябрьского переворота 1917 года и скончалась в 62 года в одиночестве, в имении младшего брата, принца Саксен-Альтенбургского.

Горный музей
© Форпост Северо-Запад / Горный музей

Драгоценная шкатулка, созданная руками отечественных умельцев, смогла благополучно пережить все несчастья ХХ века и сохранилась в первозданном виде до наших дней, заняв достойное место в экспозиции музея Горного университета. Сыграла ли в судьбе русско-немецкой принцессы Елизаветы свою роль подаренная на свадьбу «инфернальная родословная» шкатулка с флорентийской мозаикой, остается только гадать.