Нерешённые загадки эволюции не дают покоя человечеству до сих пор. Многие её этапы так и остаются до конца не изученными, например, то, как в действительности выглядели животные, живущие на планете миллионы лет назад.
Разрешить такую непростую задачу человеку помогает не кто иной как сама природа. В кусочках янтаря, представляющих собой окаменелую смолу древних хвойных деревьев, часто встречаются останки древних насекомых, сохранившихся в первозданном виде. Только в таких экземплярах вряд ли удастся обнаружить меганевру, одного из крупнейших насекомых всех времен.
До сих пор тайна исчезновения стрекоз с размахом крыльев в почти метр не разгадана. По одной из версий, раньше в атмосфере было гораздо больше кислорода и снабжение им тканей насекомых происходило более эффективно в сравнении с современными условиями. Эта особенность и позволяло меганеврам достигать таких крупных размеров. Со временем процентное содержание кислорода в воздухе поменялось, что и повлекло за собой постепенное вымирание этих видов.
Уже в Юрском периоде, известном, прежде всего как рассвет эпохи динозавров, стрекозы не могли похвастаться большими параметрами. Впрочем, это не помешало американскому писателю-фантасту Джону Майклу Крайтону написать роман с участием двух гигантских красных насекомых с двухметровыми крыльями. По сюжету насекомые вместе с динозаврами населяли таинственный остров недалеко от берега Коста-Рики, выкупленный учёным-миллионером для создания парка аттракционов с дикими животными. В 1993 году одноименный фильм по книге снял Стивен Спилберг.
В действительности же размер ровесницы динозавров едва достигал десяти сантиметров. Их внешний вид уже не так сильно отличался от современных представителей вида. Именно о такой стрекозе написано в одном из старейших сохранившихся литературных произведений в мире «Эпосе о Гильгамеше», созданном еще до нашей эры на основании шумерских сказаний. В ней насекомое упоминается как пример невозможности бессмертия и иллюстрация краткости человеческой жизни. Эту идею впоследствии воплотил в жизнь и Иван Крылов в своей басне «Стрекоза и муравей».
А, так ты...
Я без души лето целое все пела.
Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!
Стрекоза, воплощающая образ человека приблизившегося к концу своей жизни и проживший ее совсем не так как хотелось бы пытается вести торги с судьбой, которая в лице муравья выносит твердый вердикт о неминуемости смерти.