Начиная со следующего учебного года, её защита станет обязательной для тех молодых людей, которые собираются поступать в аспирантуру.
В среду, 1 июня около 30 студентов Горного университета провели защиты научных обзоров, подготовленных ими в рамках Международной программы «Философия науки». Одна из её составляющих – анализ информации, изложенной в публикациях ведущих учёных мира по тем направлениям исследований, которыми занимаются или планируют заняться учащиеся вуза. Это необходимо им для того, чтобы понимать, какие проблемы характерны для данной области научных знаний и какие пути их решения могут быть наиболее перспективными.
Комиссию, которая оценивала уровень знаний двух первых претендентов, возглавил лично ректор Владимир Литвиненко. Он назвал мероприятие мастер-классом, который позволит остальным участникам проекта лучше понять формат презентации и факторы, влияющие на вердикт экспертов. Это, прежде всего, «чёткое понимание материала и его научной достоверности».
«Сертификат, который каждый из вас получит в случае успешной защиты обзора, позволит принимать участие в научных конференциях и семинарах вуза, в том числе, международных, конкурсах на получение грантов, проводить эксперименты в лабораториях. Начиная с первого сентября, работать в научных центрах в качестве исследователя будут иметь право лишь те студенты, которые получили этот документ», - подчеркнул ректор.
Он также заявил, что уже в ближайшей перспективе к диплому Горного университета о высшем образовании будет прикладываться официальная бумага о получении тех или иных дополнительных компетенций, приобретённых в процессе обучения, в том числе в рамках программы «Философия науки». Она станет дополнительным конкурентным преимуществом на рынке труда вне зависимости от того, какую карьерную парадигму изберут нынешние старшекурсники.
«Наша задача – готовить не только научно-педагогические кадры, но и инженеров, тех, кто пойдёт работать на предприятия минерально-сырьевого сектора. Тем более, что сегодня им, как воздух, необходимо качественное инжиниринговое сопровождение действующих технологических цепочек. Так вот, этот сертификат будет полезен вам и в случае трудоустройства в горнорудные или нефтегазовые компании. Это ваша характеристика, рекомендация вуза, адресованная вашему потенциальному работодателю», - пояснил Владимир Литвиненко.
Он отметил, что молодые люди, которые в будущем собираются поступать в аспирантуру, работая над обзорами профильных публикаций ведущих учёных, получают базисную научно-педагогическую компетенцию. Её наличие позволяет им не только лучше понять, какими должны быть форма и содержание статьи, но также осознать приоритетные цели и задачи, стоящие перед отечественными высшими учебными заведениями и НИИ.
«Наша основная задача – концентрация научной мысли с целью получения конкретного итогового результата. Именно такой подход позволил в своё время Советскому Союзу стать первым в космосе и в атомной энергетике, выйти на уровень наиболее развитых индустриальных стран мира. Эта модель должна стать основой научной политики университета. Я акцентирую на этом внимание по той простой причине, что сегодня открытие незначительных закономерностей воспринимается многими учёными, как повод делать далекоидущие выводы. Хотя на самом деле результат их работы можно сравнить с кирпичом в большой стене, который даже близко не отвечает за прочность всей конструкции. И не способен дать человечеству новые фундаментальные знания, на основании которых будут созданы более совершенные производственные цепочки или минимизировано негативное воздействие на окружающую среду», - сказал ректор.
В качестве примера он привёл исследования в области изменения климата или водородных технологий. Большинство из них отвечает на весьма узкий спектр вопросов, более того, в их основе зачастую лежат недостоверные или сомнительные научные данные. Тем не менее, результатом этих изысканий, направленных на изучение «того самого кирпича», нередко становится возведение спорных умозаключений в ранг аксиомы, применяемой «ко всей стене».
В завершение Владимир Литвиненко напомнил собравшимся, что именно научная деятельность, в частности, сопровождение конкретных проектов в реальном секторе экономики, позволяет Санкт-Петербургскому горному университету привлекать средства партнёров, вкладывать их в развитие инфраструктуры. «ФосАгро», «Роснефть», «Новатэк», Русская медная компания и ряд других ежегодно жертвуют вузу миллионы рублей, создавая, тем самым, потенциал для развития научно-образовательной среды. Сохранить такое положение дел без привлечения к НИОКР молодых талантливых учёных невозможно, поэтому претворение в жизнь программ, подобных «Философии науки» является для руководства вуза приоритетом.
Первой защищать свой научный обзор вышла студентка факультета переработки минерального сырья Валерия Абурова. Её темой стало исследование процесса флотации золотосодержащего сырья. Это направление сегодня крайне актуально, ведь высокие темпы добычи и переработки драгоценных металлов, а также рост их потребления, неизбежно ведут к истощению богатых и легкообогатимых месторождений. И требуют вовлечения в переработку руд с низким содержанием полезного компонента.
К числу нерешённых научных проблем, требующих пристального внимания учёных, Валерия отнесла образование при применении бактериального окисления различных веществ (например, элементарной серы), приводящих к пассивации золота в процессе цианирования. Ещё одна важная задача – снизить количество щелочи, необходимой для этого процесса.
Студент нефтегазового факультета Владимир Азаров в будущем планирует заниматься повышением эффективности транспортировки и хранения углеводородов. Он считает, что спрос на них будет расти ещё, как минимум, несколько десятилетий, а потому человечество нуждается в дополнительных изысканиях, направленных на снижение числа аварий и отказов на трубопроводах.
Отметим, что 1 июня защиты своих научных обзоров, подготовленных в рамках Международной программы «Философия науки», провели порядка 30 студентов Санкт-Петербургского горного университета. Это, прежде всего, учащиеся магистратуры и специалитета, а также старших курсов бакалавриата. Всего же в нынешнем учебном году перед экспертной комиссией предстанет 151 претендент на поучение сертификата о приобретении дополнительной компетенции.