Перейти к основному содержанию

В Санкт-Петербургском горном университете оценили качество подготовки аспирантов

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

И рассказали о том, кто в ближайшее время получит стимулирующие надбавки к заработной плате и стипендии.

В пятницу, 29 марта в Санкт-Петербургском горном университете императрицы Екатерины II состоялось очередное заседание Учёного Совета. В роли основного докладчика выступил директор Института подготовки научно-педагогических кадров вуза Дмитрий Мардашов. Он отметил, что реализация пилотного проекта по совершенствованию системы высшего образования оказала существенное влияние, в том числе, и на процесс обучения аспирантов.

аспиранты
Одна из задач реформы высшей школы - поставить на поток подготовку научно-педагогических кадров

Теперь в их учебные планы входят модули дисциплин, позволяющие молодым людям самореализовываться, как в качестве учёных-исследователей, так и в качестве преподавателей. Например, «Этика общения и поведения в социуме», «Риторика», «Воспитательная и кураторская работа со студентами», а также программа базовой научной компетенции «История и философия науки». Она содержит такие предметы, как «Методика эксперимента», «Качество и достоверность исследования», «Патентоведение» и ряд других.

Основным деструктивным фактором, который в прошлые годы снижал эффективность деятельности аспирантуры, Дмитрий Мардашов назвал отсутствие необходимости в обязательном порядке защищать для её успешного окончания диссертацию. Это демотивировало многих юношей и девушек, которые невольно снижали требования к своей успеваемости. Однако сегодня этот негативный тренд уже сломлен.

Мардашов
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«В Горном университете за последние пять лет доля защит от общего числа выпускников возросла с 30 до 80%. Это в несколько раз выше, чем по России в целом. Средний балл аспирантов первого года обучения, то есть тех, кто непосредственно участвует в пилотном проекте, составляет «4,6», что говорит о достойном уровне их теоретической подготовки. Растут и такие наиважнейшие показатели, как число полученных патентов на изобретения и полезные модели, а также публикационная активность», - рассказал Дмитрий Мардашов.

Ректор Владимир Литвиненко, комментируя его выступление, подчеркнул, что подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации – это одна из основных задач любого университета. Ведь от её успешного решения зависит не только устойчивость развития всей отечественной высшей школы, но и эффективность пополнения интеллектуальной элиты страны. Цифры, приведённые в докладе, он назвал «позитивными», однако призвал коллег не расслабляться, поскольку «впереди предстоит ещё очень большой объём работы».

Одной из наиболее актуальных проблем, решение которой требует немедленного реагирования, ректор счёл необходимость более тщательного отбора соискателей для зачисления в аспирантуру. Он заявил, что претендовать на поступление могут лишь те студенты, которые уже обладают определённым научным заделом.

«Это наши будущие коллеги, которые должны быть мотивированы к тому, чтобы стать частью академического сообщества, к свершению научных открытий. Логично предположить, что поступление в аспирантуру для них – это не спонтанное, а продуманное решение, принятое ещё на студенческой скамье, где они и обязаны были получить базовую научную компетенцию. В аспирантуре они закрепляют свои навыки, а не получают их с нуля. Случайных людей здесь быть не должно, поскольку ложка дёгтя, как известно, бочку мёда портит», - резюмировал Владимир Литвиненко.

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

В завершение он заверил присутствующих, что работа над повышением материального благополучия сотрудников Горного университета обязательно будет продолжена. В частности, стимулирующие надбавки будут введены для кураторов учебных групп, ведущих научных руководителей и старост, в том случае, конечно, если они являются реальными лидерами на своём потоке. Соответствующие документы будут подготовлены и подписаны уже в ближайшее время.