Ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко вручил аспирантам второго и третьего годов обучения путёвки, предоставляющие им право трудиться на кафедрах в качестве «ассистентов-стажёров» и «профессиональных преподавателей» соответственно. Каждый из них прикреплён к конкретному наставнику из числа профессоров вуза, в задачу которых входит оказание всей необходимой молодым людям помощи в приобретении практического опыта работы.
«Миссия современной аспирантуры - подготовка преподавателей для высших учебных заведений по модулю дисциплин конкретной специальности, а также учёных, которые станут эффективным инструментом технологического развития государства за счёт участия в процессе получения новых научных знаний. Аспиранты должны овладеть всем комплексом педагогических компетенций, в том числе научиться осознанно проявлять свои профессиональные навыки перед широкой аудиторией. Именно поэтому, начиная со второго курса, все они в обязательном порядке направляются на кафедры с целью доказать своё право быть полноценными участниками их коллективов», - рассказал Владимир Литвиненко.
Все юноши и девушки, получившие от ректора документально заверенное направление, на первом курсе слушали лекции по таким предметам, как «Этика общения и поведения в социуме», «Риторика», «Организация и методическое обеспечение учебного процесса», «Педагогическая психология» и ряду других. Теперь, начиная с третьего семестра, они должны на практике доказать, что успешно усвоили программу и полностью готовы к тому, чтобы начать путь учителя в широком понимании этого слова.
Никита Синица учится на кафедре геологии нефти и газа. Он приобрёл статус «Ассистента-стажёра» ещё в прошлом учебном году, а потому, в отличие от большинства второкурсников, уже имеет опыт самостоятельного проведения занятий со студентами. Говорит, что планирует остаться в Горном университете и работать здесь в качестве преподавателя. Считает, что новая программа аспирантуры, внедрённая в рамках реализации в вузе пилотного проекта по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров, позволяет утвердиться в этой роли ещё на этапе обучения. И это огромное подспорье для построения оптимальной карьерной траектории.
«Конечно, возможность войти в аудиторию в качестве педагога после получения необходимых навыков в этой сфере, очень сильно мотивирует к тому, чтобы повышать уровень самообразования, развиваться в профессиональном и личностном плане. Я уже вёл лабораторные и практические занятия со студентами и, как мне кажется, сумел их заинтересовать, а это, как все мы прекрасно понимаем, - самое главное в деле воспитания и подготовки кадров», - считает аспирант.
Горный университет располагает для этого всей необходимой инфраструктурой, в том числе и богатой приборной базой. Например, в лаборатории природных резервуаров, одной из тех, где ведёт занятия Никита Синица, стоит аппаратура, позволяющая выявлять петрофизические свойства породы, – пористость, проницаемость, электропроводимость и так далее. В том числе и очень популярный в студенческой среде рентгенофлуоресцентный анализатор.
«Благодаря этой установке, можно с точностью определить химический состав различных материалов и сплавов. Недавно под моим руководством мы проверили на подлинность украшение одной из студенток. Анализ показал, что в заблуждение её никто не вводил, и изделие, которое мы проверяли, состоит из золота 585 пробы», - привёл пример нестандартного подхода к педагогической деятельности Никита.
В ближайшем будущем он планирует получить компетенцию «Профессиональный преподаватель», которая позволит ему стать ассистентом кафедры, то есть её полноценным представителем. Данный статус, в частности, предполагает увеличение числа пар, с 2-3 до 5-10 в неделю, а также обязательное участие в кураторской работе с молодёжью. Для того, чтобы его получить, необходимо сдать государственные экзамены по педагогическому мастерству и дисциплинам специальности, а также пройти итоговую аттестацию Совета по педагогическим компетенциям.
Успешное прохождение этих испытаний, помимо прочего, является основанием для дополнительного материального поощрения. Стипендия, в случае выполнения аспирантами индивидуальных учебных планов, в том числе, их научной составляющей, автоматически вырастает с 60 до 90 тысяч рублей в месяц. Если же кто-то из них решит стать наставником группы студентов в количестве не менее восьми человек, то сумма увеличивается до 130 тысяч.
О том, как эта схема реализуется на практике, рассказала Анастасия Коптева, которая учится на выпускном курсе кафедры бурения скважин. Она уже получила компетенцию «Профессиональный преподаватель» и в ближайшее время собирается пройти краткосрочный курс наставничества. Правда, в текущем семестре брать на себя обязательства по шефству над студентами, девушка не планирует, говорит, что сначала ей нужно завершить подготовку диссертации, требующей максимальной концентрации внимания.
«Я пишу кандидатскую на тему цементирования скважин в интервалах многолетних мёрзлых пород. Завершить её, согласно взятым на себя обязательствам, мне необходимо до Нового года. Затем я действительно хотела бы стать наставником студентов, в миссию которого, помимо воспитательной работы, входит также помощь в подготовке диплома и других научных публикаций. Для того, чтобы они получились качественными, ребята должны понимать, каков их оптимальный формат, где можно найти статьи ведущих учёных в данной области знаний, каким образом на них правильно ссылаться и так далее. Подобная практика, на мой взгляд, будет крайне полезна для моего становления в качестве педагога. Что касается надбавки к стипендии, то она, конечно же, является прекрасным дополнительным стимулом. Насколько я знаю, ни в одном другом российском вузе ничего подобного не предусмотрено», - подчеркнула Анастасия Коптева.
Отметим, что в её путёвке «для приобретения опыта работы в должности ассистента кафедры», как и в направлениях других аспирантов, указаны конкретные требования, представляющие собой чёткие и прозрачные индикаторы успеваемости. В числе предписаний на текущий учебный год – проведение аудиторных занятий в количестве не менее 90 пар и практическая работа в качестве «Педагогического наставника студентов» (не менее 8 человек) в течение одного семестра.