Перейти к основному содержанию

Аспиранты Санкт-Петербургского горного университета приступили к самостоятельной педагогической практике

аспиранты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Ректор Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II Владимир Литвиненко вручил аспирантам второго и третьего годов обучения путёвки, предоставляющие им право трудиться на кафедрах в качестве «ассистентов-стажёров» и «профессиональных преподавателей» соответственно. Каждый из них прикреплён к конкретному наставнику из числа профессоров вуза, в задачу которых входит оказание всей необходимой молодым людям помощи в приобретении практического опыта работы.

«Миссия современной аспирантуры - подготовка преподавателей для высших учебных заведений по модулю дисциплин конкретной специальности, а также учёных, которые станут эффективным инструментом технологического развития государства за счёт участия в процессе получения новых научных знаний. Аспиранты должны овладеть всем комплексом педагогических компетенций, в том числе научиться осознанно проявлять свои профессиональные навыки перед широкой аудиторией. Именно поэтому, начиная со второго курса, все они в обязательном порядке направляются на кафедры с целью доказать своё право быть полноценными участниками их коллективов», - рассказал Владимир Литвиненко.

конференц-зал
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

Все юноши и девушки, получившие от ректора документально заверенное направление, на первом курсе слушали лекции по таким предметам, как «Этика общения и поведения в социуме», «Риторика», «Организация и методическое обеспечение учебного процесса», «Педагогическая психология» и ряду других. Теперь, начиная с третьего семестра, они должны на практике доказать, что успешно усвоили программу и полностью готовы к тому, чтобы начать путь учителя в широком понимании этого слова.

Никита Синица учится на кафедре геологии нефти и газа. Он приобрёл статус «Ассистента-стажёра» ещё в прошлом учебном году, а потому, в отличие от большинства второкурсников, уже имеет опыт самостоятельного проведения занятий со студентами. Говорит, что планирует остаться в Горном университете и работать здесь в качестве преподавателя. Считает, что новая программа аспирантуры, внедрённая в рамках реализации в вузе пилотного проекта по совершенствованию системы подготовки инженерных кадров, позволяет утвердиться в этой роли ещё на этапе обучения. И это огромное подспорье для построения оптимальной карьерной траектории.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Конечно, возможность войти в аудиторию в качестве педагога после получения необходимых навыков в этой сфере, очень сильно мотивирует к тому, чтобы повышать уровень самообразования, развиваться в профессиональном и личностном плане. Я уже вёл лабораторные и практические занятия со студентами и, как мне кажется, сумел их заинтересовать, а это, как все мы прекрасно понимаем, - самое главное в деле воспитания и подготовки кадров», - считает аспирант.

Горный университет располагает для этого всей необходимой инфраструктурой, в том числе и богатой приборной базой. Например, в лаборатории природных резервуаров, одной из тех, где ведёт занятия Никита Синица, стоит аппаратура, позволяющая выявлять петрофизические свойства породы, – пористость, проницаемость, электропроводимость и так далее. В том числе и очень популярный в студенческой среде рентгенофлуоресцентный анализатор.

«Благодаря этой установке, можно с точностью определить химический состав различных материалов и сплавов. Недавно под моим руководством мы проверили на подлинность украшение одной из студенток. Анализ показал, что в заблуждение её никто не вводил, и изделие, которое мы проверяли, состоит из золота 585 пробы», - привёл пример нестандартного подхода к педагогической деятельности Никита.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад

В ближайшем будущем он планирует получить компетенцию «Профессиональный преподаватель», которая позволит ему стать ассистентом кафедры, то есть её полноценным представителем. Данный статус, в частности, предполагает увеличение числа пар, с 2-3 до 5-10 в неделю, а также обязательное участие в кураторской работе с молодёжью. Для того, чтобы его получить, необходимо сдать государственные экзамены по педагогическому мастерству и дисциплинам специальности, а также пройти итоговую аттестацию Совета по педагогическим компетенциям.

Успешное прохождение этих испытаний, помимо прочего, является основанием для дополнительного материального поощрения. Стипендия, в случае выполнения аспирантами индивидуальных учебных планов, в том числе, их научной составляющей, автоматически вырастает с 60 до 90 тысяч рублей в месяц. Если же кто-то из них решит стать наставником группы студентов в количестве не менее восьми человек, то сумма увеличивается до 130 тысяч.

О том, как эта схема реализуется на практике, рассказала Анастасия Коптева, которая учится на выпускном курсе кафедры бурения скважин. Она уже получила компетенцию «Профессиональный преподаватель» и в ближайшее время собирается пройти краткосрочный курс наставничества. Правда, в текущем семестре брать на себя обязательства по шефству над студентами, девушка не планирует, говорит, что сначала ей нужно завершить подготовку диссертации, требующей максимальной концентрации внимания.

аспиранты
© Форпост Северо-Запад / Павел Долганов

«Я пишу кандидатскую на тему цементирования скважин в интервалах многолетних мёрзлых пород. Завершить её, согласно взятым на себя обязательствам, мне необходимо до Нового года. Затем я действительно хотела бы стать наставником студентов, в миссию которого, помимо воспитательной работы, входит также помощь в подготовке диплома и других научных публикаций. Для того, чтобы они получились качественными, ребята должны понимать, каков их оптимальный формат, где можно найти статьи ведущих учёных в данной области знаний, каким образом на них правильно ссылаться и так далее. Подобная практика, на мой взгляд, будет крайне полезна для моего становления в качестве педагога. Что касается надбавки к стипендии, то она, конечно же, является прекрасным дополнительным стимулом. Насколько я знаю, ни в одном другом российском вузе ничего подобного не предусмотрено», - подчеркнула Анастасия Коптева.

Отметим, что в её путёвке «для приобретения опыта работы в должности ассистента кафедры», как и в направлениях других аспирантов, указаны конкретные требования, представляющие собой чёткие и прозрачные индикаторы успеваемости. В числе предписаний на текущий учебный год – проведение аудиторных занятий в количестве не менее 90 пар и практическая работа в качестве «Педагогического наставника студентов» (не менее 8 человек) в течение одного семестра.