Аналитики Bloomberg утверждают, что в 2025 году электрокары будут стоить не больше, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания.
Компания Tesla за первые три месяца 2018 года произвела почти 34 с половиной тысячи электромобилей. Это на 40% больше, чем в четвёртом квартале 2017-го. Во многом рост был спровоцирован двукратным увеличением производства «бюджетной» Model 3, стоимость которой в минимальной комплектации начинается от 35 тысяч долларов.
Tesla в дальнейшем планирует делать ставку именно на Model 3. К концу второго квартала компания собирается нарастить её производство почти в два с половиной раза, до 5 тысяч электрокаров в неделю. Столь амбициозные планы заставили многих инвесторов поверить в то, что цены на литий, который используется для выпуска аккумуляторов и является ключевым фактором высокой стоимости электромобилей, продолжат своё восходящее движение.
В 2017 году они выросли примерно на 50%, а за три года – без малого втрое. Во многом такая динамика была спровоцирована именно возросшим интересом мирового автопрома к выпуску электромобилей. Этот сектор сегодня потребляет около 40% всего объёма лития, добываемого в мире.
Но действительно ли повышение спроса на этот металл приведёт к дальнейшему росту его стоимости? Понятно, что в этом случае электрокары останутся слишком дорогим удовольствием и всерьёз говорить об увеличении их продаж будет довольно наивно.
Это прекрасно понимают в Tesla. Её руководство уже заявило о том, что одной из своих главных задач видит снижение стоимости батарей. Для того, чтобы эта декларация стала реальностью компания подписала договоры о закупке лития с Bacanora Minerals, владеющей месторождением в мексиканской пустыне Сонора, и Pure Energy Minerals, которая разрабатывает залежи в штате Невада. Обе добывающие фирмы не относятся к числу крупных производителей, а потому готовы пожертвовать ценой ради роста объёмов продаж. После завершения сделки они поспешили сообщить прессе о том, что будут поставлять литий дешевле текущей рыночной цены.
По мнению экспертов, само по себе это соглашение вряд ли позволит существенно снизить мировые цены на аккумуляторы. Зато этому может поспособствовать другой, более глобальный фактор – изобилие залежей лития. Сегодня мировые запасы этого металла в недрах оцениваются примерно в 28 млн. тонн, официально подтвержденные составляют 14 млн., а спрос - порядка 40 – 45 тыс. тонн в год (42,9 - в 2017-м). То есть теоретически создать в мире профицит лития и сбить на него цены вполне реально.
Больше всего ресурсов находится в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Южной Америке (более 19 млн. тонн). Залежи там сосредоточены в рапах соляных озёр, поэтому их извлечение связано с ухудшением экологической обстановки в регионе, а также с дополнительными затратами на комплексную переработку рассолов.
Добычей в Чили и Аргентине занимаются три из четырёх крупнейших профильных компаний, которые поставляют оттуда около половины произведённого в мире лития. Это чилийская SQM, а также американские FMC Corp и Albemarle Corp. Вместе с Talison из Австралии, контрольный пакет акций которой принадлежит китайцам, они занимают примерно 85% мирового рынка.
Чуть меньшие, чем в Южной Америке объёмы лития найдены в Китае (5,4 млн тонн) и США (4 млн). Следом за этими странами идёт Австралия, с которой и связаны основные ожидания автопрома, выпускающего электромобили. Запасы, сосредоточенные на зелёном континенте оцениваются примерно в 1,5 млн тонн. Сравнительно низкая стоимость добычи позволяет местным компаниям заявлять о том, что в краткосрочной перспективе им удастся создать на рынке профицит лития и внести свой вклад в снижение цен на аккумуляторы для электрокаров.
В связи с ростом объёмов производства акции австралийской добывающей компании Galaxy Resources за последнее время выросли уже в шесть раз. А цены на литий в 2018 году действительно начали падать, правда, далеко не столь впечатляющими темпами, как росли прежде.
Аналитики агентства Bloomberg считают это добрым знаком и заверяют, что машины с электрической силовой установкой к 2025 году будут стоить лишь немногим больше, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Ключевым параметром их удешевления, по мнению экспертов, станет именно стоимость литий-ионных батарей. Если сейчас их цена составляет чуть более 200 долларов за 1 квт/ч, то к 2030 году она упадет втрое.
«Объем продаж электромобилей будет расти в ближайшие годы, но для реального изменения ситуации на автомобильном рынке необходимо дальнейшее снижение цен на аккумуляторы. Если затраты на их производство будут повышаться, то ожидаемых изменений не произойдет», - уверен транспортный аналитик Bloomberg New Energy Finance Колин МакКеррачер.
Ещё один фактор, который может повлиять на рынок лития, - научные исследования, направленные на разработку эффективных и экологически безопасных способов утилизации аккумуляторов в глобальных масштабах. Например, специалисты компании «Chemetall» утверждают, что сбалансированный механизм их переработки может позволить возвращать в технологический процесс около половины лития из отработанных батарей. В том случае, если этот проект воплотится в жизнь, цены на электромобили существенно упадут.
Впрочем, подобный взгляд на перспективы дальнейшего снижения их себестоимости, разделяют далеко не все. Скептики говорят о том, что сегодня большая часть заявлений о создании новых моделей электрокаров – не более, чем работа на имидж автокомпаний. Забота об экологии – хороший маркетинговый ход, который, тем не менее, далеко не всегда приносит прибыль. Именно поэтому многие из анонсированных моделей уже сняты с производства. А впечатляющие цифры роста продаж обеспечиваются, прежде всего, за счёт гибридов, работающих как на бензине, так и на электричестве. Но на самом деле эти авто – вовсе не электромобили.
Потенциальных покупателей отпугивает также неприспособленность таких машин к тяжёлым климатическим условиям и неразвитость инфраструктуры для их подзарядки. А ведь километраж, который электромобиль может преодолеть без неё, слишком мал. Поэтому даже в случае снижения цен на электрокары покупатели вполне могут предпочесть им классические автомобили с двигателями внутреннего сгорания.