Перейти к основному содержанию

Коронавирус поставил автопром на грань выживания

В Петербурге и Москве продолжает увеличиваться спрос на автомобили. Падение курса рубля по отношению к доллару и евро, как и пять с половиной лет назад заставило граждан вынуть из закромов свои сбережения и броситься к дилерам для того, чтобы успеть купить машину «по старой стоимости». Так, в столице за два первых месяца нынешнего года продажи повысились на 16%, а в городе на Неве – на 12%.

В целом по России статистика гораздо менее радужная. Если в январе автосалоны реализовали почти на 2% больше легковых автомобилей и лёгкого коммерческого транспорта, чем годом ранее (102 тысячи единиц), то февраль вернул всё на круги своя. Снижение продаж составило 2,2%. Вряд ли это говорит о склонности жителей «глубинки» строить иллюзии относительно динамики цен на авто в ближайшем будущем. Скорее – о более скромных финансовых возможностях, чем у москвичей или петербуржцев.

Впрочем, во всех других регионах планеты, кроме Восточной Европы наблюдается ещё более плачевная ситуация. В январе продажи машин во всём мире упали более чем на 10%, до шести с половиной миллионов штук. И это только начало. Нет сомнений в том, что первый квартал 2020-го будет самым провальным за многие десятилетия, ведь карантин, введённый практически во всех государствах из-за пандемии, превратил некогда оживлённые магистрали в пустые дороги, а кроме того остановил конвейеры на многих предприятиях. Работу своих североамериканских заводов уже прервали General Motors, Ford, Fiat Chrysler и Honda. Tesla объявила о временном закрытии центрального производства в Калифорнии, Ferrari - в городах Маранелло и Модена.

Missing материал.

Все аналитики сходятся во мнении, что масштабы обвала рынка окажутся гораздо существеннее, чем во время мирового финансового кризиса двенадцатилетней давности. Например, эксперты агентства LMC Automotive считают, что продажи по итогам года могут упасть на 23%, и это далеко не самый пессимистичный прогноз. Если же говорить о том, кто понесёт наибольшие потери, то это EV-индустрия.

«В том случае, если правительства не предпримут активных мер для стимулирования спроса, то мы, вероятно, зафиксируем рекордно низкие продажи электрокаров. Я предсказывал, что их число на дорогах во всём мире превысит 10 миллионов единиц уже в нынешнем году. Но теперь очевидно, что всё это отменяется», - приводит портал Grist.org слова руководителя отдела передовых транспортных технологий BloombergNEF Колина Маккерахера.

Судя по данным, которые поступают с крупнейшего в мире рынка EV – из Китая, бизнес, связанный с «автомобилями будущего» действительно переживает самые непростые времена в своей истории. В январе реализация электрокаров там упала на 52% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го, а в феврале – уже на 77%. При этом их производство в связи с карантином рухнуло более чем на 80%. Для сравнения: продажи всех авто в Поднебесной за два первых месяца уменьшились на 44%.

Missing материал.

Маккеррахер считает, что «эти мрачные цифры вскоре должны выглядеть лучше», поскольку заболеваемость COVID-19 в КНР пошла на спад. А одним из приоритетов Правительства страны является снижение загазованности воздуха, в связи с чем оно стимулирует население к приобретению электромобилей и закупает большое число электрических такси и автобусов китайского производства. А вот в других государствах, таких, например, как США восстановление спроса на электрокары может занять гораздо более длительный срок. Если к власти, конечно, не придут демократы.

Всё дело в том, что Дональд Трамп известен как сторонник традиционных отраслей энергетики и лоббист корпораций, специализирующихся на добыче нефти. Он неоднократно выступал с предложениями заморозить существующие топливные стандарты и запретить Калифорнии устанавливать более строгие, чем в других штатах, нормы выбросов углекислого газа из выхлопных труб. Подобная позиция не предполагает наличия серьёзных преференций для Tesla, которая, естественно, является самой продаваемой в Соединённых Штатах маркой электромобилей.

Ещё одним доводом в пользу машин с двигателями внутреннего сгорания станет снижение стоимости бензина, которая в Америке, в отличие от нашей страны, напрямую коррелируется с ценами на нефть. Сравнительно низкие расходы на эксплуатацию авто вполне могут стать весомым аргументом к покупке старого, доброго джипа, а не электрокара.

электромобиль
© Форпост Северо-Запад

Более оптимистичны эксперты в оценках перспектив европейского рынка EV, который в начале года показывал невероятно сильный рост, а сейчас готовится продемонстрировать не менее масштабное падение. Профессор Университета Джорджа Мейсона Дэвид Харт, считает, что удар по сектору EV будет временным.

«Я склонен предполагать, что переходный период не затянется надолго. Тенденция к развитию EV-индустрии довольно сильна и устойчива», - прокомментировал он перспективы отрасли.

Не исключено, что подобные позитивные прогнозы вскоре разобьются о суровую реальность. Ведь даже если пандемию удастся остановить во втором квартале, рост безработицы и переход значительной части населения от потребительской к сберегательной модели поведения, безусловно, снизит спрос на такой товар как транспортные средства. И особенно, электрокары.

В том, что это наиболее вероятное развитие событий, можно убедиться на примере Китая. Использование производственных мощностей на автозаводах после отмены карантина там увеличилось с 60% до 97% от показателей прошлого года. А коэффициент возврата сотрудников на рабочие места возрос с 50% до 82%. Однако на потребительский спрос это никоим образом не повлияло – он остаётся на крайне низком уровне. Из-за этого складские запасы предприятий постепенно начали увеличиваться, что уже в ближайшем будущем может вынудить некоторые компании снизить свою производительность.