Перейти к основному содержанию

Что это было? «Довлатов»

Корреспондент «Форпоста» посмотрел новый фильм Алексея Германа-младшего и попытался увидеть, что «довлатовского» есть в новой картине режиссёра.

В четверг, 1 марта, в петербургском кинотеатре «Великан парк» сотни человек собрались для того, чтобы посмотреть новый российский фильм о писателе Сергее Довлатове. Множеству гостей предлагали коктейли, а вокруг да около звёздных зрителей на светской премьере ходили журналисты. К примеру, посмотреть картину Алексея Германа-младшего пришёл актёр из «Улиц разбитых фонарей» Александр Половцев.

Распределившись по кинозалам после «красной дорожки», зрители «Довлатова» одними из первых посмотрели картину, которую в России пустили в редкий четырёхдневный прокат.

В фильме повествуется о шести днях из жизни писателя Сергея Довлатова перед эмиграцией его друга, поэта Иосифа Бродского. За это время Довлатов успевает поговорить во сне с Брежневым, тщетно пытается найти дочери ростовую куклу, а также не печатается ни в литературных изданиях, ни в заводской газете.

Роль писателя в фильме сыграл сербский актёр Милан Марич. Подчёркивает характер персонажа озвучка россиянина Александра Хошабаева, которая дополняет игру серба.

И, несмотря на то, что в интервью «Форпосту» режиссёр картины Алексей Герман сравнил харизму Марича с итальянским актёром Марчелло Мастроянни, неясно, что бы произошло, если бы экранный Довлатов заговорил с российскими зрителями другим голосом.

Перетягивает на себя внимание персонаж Иосифа Бродского в исполнении Артура Бесчастного. Звезду-поэта смешанно оценивают в узком кругу, но предчувствие скорой эмиграции тревожит Бродского в преддверии праздника Седьмого ноября.

Missing материал.

Любители исторических деталей после просмотра фильма могут как разочароваться, так и восхититься «Довлатовым». Оригинальный сценарий, написанный тандемом Алексея Германа-младшего и Юлии Тупикиной, не следует линейным событиям из жизни писателя, а внедряет темы произведений Довлатова в условное пространство.

Связь с произведениями писателя существует, но она не так очевидна. Конечно, журналист заводской газеты в своих произведениях не занимался поиском поэта-метростроевца. Однако, в одном из рассказов сборника «Чемодан» Довлатов принимал участие в установке на станции метро «Ломоносовская» барельефа учёного Михаила Ломоносова.

Леонид Брежнев в творчестве Довлатова проявлялся только в «Марше одиноких», где дочка писателя спросила отца, нравится ли ему генсек СССР. Эпизод, когда писатель занимался «фарцой» по предложению друга-художника Давида и должен был встречать в Ленинграде финских туристок, был «подсмотрен» из рассказа «Финские креповые носки». Во сне Довлатову также видятся персонажи «Зоны», к которым его тянет из холодного Ленинграда.

Одним из достижений фильма, отмеченным на Берлинском кинофестивале «Серебряным медведем», стало оформление мира Довлатова. На финальных титрах благодарность получили жители Петербурга, с помощью которых начало 70-х годов в фильме было восстановлено в мельчайших деталях.

За два часа экранного времени главный герой картины стал не её центральным персонажем, а свидетелем эпохи «похолодания», наступившей после «оттепели» 60-х годов. Журналиста не печатают из-за сильной иронии в текстах, в комитетах работы художников клеймят «мазнёй», а в Союз писателей можно «пробиться» только через влиятельного проктолога.

Но кто знал, что простой стиль повествования и уязвимость главного героя произведений Довлатова станут востребованы в СССР-России только после смерти писателя?

Он уже не увидит несколько пресс-показов и аплодисменты после кинофильма о себе самом. Довлатов не узнает, что права на показ фильма о нём в США, Скандинавии и Великобритании купила компания Netflix, а вскоре выйдет и новая картина, основанная на его повести.

В интерпретации «Заповедника» электрогитару достанет Сергей Безруков, а подыграют ему звёзды российской эстрады, от Леонида Агутина до Полины Гагариной.

Интересно, как бы он к этому отнёсся? Тут уже не отсидеться в стороне и не послушать джаз.