Перейти к основному содержанию

Автоэксперт о том, как выбрать качественный бензин и отсудить деньги у АЗС

азс
© Общественное достояние

«Форпост» выяснил, почему вредно экономить на топливе и кому выгодно пренебрегать разумными правилами заправки автомобилей.

В апреле этого года представители Федерации автовладельцев России (ФАР) исследовали бензин на петербургских заправках. Оказалось, что внушительная часть изученного топлива – контрафакт.

«Форпост» пообщался с заместителем председателя федерации Дмитрием Клевцовым о том, что представляет собой топливный суррогат, как он влияет на машины и почему всё-таки пользуется популярностью у водителей.

Поясните, что значит контрафактное топливо?

- Если просто, то это топливо, которое не соответствует стандартам. У нас может продаваться только то горючее, которое проходит по определённым требованиям Таможенного союза. Там всё чётко прописано в плане физико-химического состава. На нашем рынке всё топливо должно соответствовать пятому классу экологичности.

То есть это топливо, вредное для окружающей среды?

- Нет, не так. Всё взаимосвязано. Все требования просто оформлены по регламенту экологического класса. Но понятно же, что топливо - не молоко, а адская смесь. Вот смотрите, например, в пятом классе запретили вещество метиланилин, это яд второго класса опасности, он не только вреден для среды, он увеличивает температуру вспышки. Не буду говорить, насколько это опасно для человека, но для автомобиля это значит, что у него выгорают выпускные клапаны и дорогущий катализатор выхлопных газов.

двигатель
© Общественное достояние

Какие ещё последствия могут быть от постоянной эксплуатации суррогатного горючего?

- Некачественное топливо будет приводить, как минимум, к выходу из строя систем нейтрализации выхлопов. Не знаю на какую модель современной машины эта система стоит дешевле 50 тысяч рублей. Это деньги. Плюс выгорают выпускные клапана, а это значит, что двигатель просто встаёт. Я это проходил на собственной шкуре. При превышении содержания серы начинается окисление металлических агрегатов. В конечном счёте некачественное топливо может привести к возгоранию самого автомобиля.

А ещё такое горючие приводит к большим проблемам с самим двигателям. Вот «голову» снимаешь у машины, а там на клапанах огромный нагар, из-за этого он перегревается постоянно и в итоге происходит геометрическое изменение головки цилиндра, а это капитально уже.

Почему тогда люди пытаются экономить на топливе, если это приводит к таким проблемам?

- Бог знает. Вот мы, когда занимались исследованиями по контрафактному топливу, ездили в Рязань, делали сюжет: там бодяжники ужас, что продавали под видом дизельного топлива. После этого читал отзывы на YouTube к ролику. И один дальнобойщик прямым текстом написал, что заправляется на чёрной заправке, платит за литр 25, а не 38 рублей, а раз в год меняет полностью топливную систему за 100 тысяч. С учётом того, сколько он ездит, разница в 12 рублей за литр существенная – поменять запчасти будет дешевле.

К тому же многие из этих водителей используют изначально не то топливо, потому что они не собственники, а ездят на рабочей машине. Им владелец выделяет десять тысяч рублей на поездку Москва-Петербург, а он экономит – залился на семь тысяч контрафактно, сэкономленный остаток положил себе в карман. А то, что потом владелец этот автомобиль будет ремонтировать, ему, собственно, плевать. Это порочный круг.

Missing материал.

Для тех, кто всё-таки заботится о своей машине, как понять, что ты заливаешь в бак?

- Понимаете, тут стопроцентной гарантии никогда нет. Дело в том, что топливо — это специфичный продукт, мы покупаем его не глядя. Вот когда мы приходим в магазин, то можем посмотреть на внешний вид, потрогать, пощупать, понюхать и определить степень свежести и качества продукта, а топливо так не покупается. Мы вставляем пистолет в бензобак, идём оплачивать и не знаем, что нам залили.

Но всё-таки есть косвенные признаки, по которым водитель может определить, что это качественное топливо. Во-первых, нужно смотреть на репутацию самой АЗС - если это известный бренд федерального или регионального значения со стоимостью плюс минус, как у всех, это один из признаков, что топливо должного качества. Опять же в соответствии с нормами у АЗС должен быть паспорт на отпускаемое топливо. В нём вы можете ознакомиться с производителем топлива, если это известный в вашем регионе нефтезавод или какая-то перерабатывающая фабрика, то к этому сразу больше доверия.

В этом плане мы много работаем. Сейчас заканчиваем ГОСТ по классификации сервиса заправок. Самым первым обязательным условием «звёздности» сервиса будет обязательное соглашение о проверке топлива в режиме тайного покупателя. Тем самым мы хотим создать систему, которая разделяла бы добросовестных и не очень участников рынка. В перспективе мы видим, что если на стеле АЗС есть звёзды, не важно одна или пять, покупатель в первую очередь видит, что конкретно эта заправка проходит систему подтверждения качества топлива по согласованным методическим рекомендациям.

Можно ли в России ликвидировать эту проблему полностью?

- Мы работаем над этим уже долгое время. Все полномочия по надзору за топливным рынком принадлежат Росстандарту. Они проводят плановые и внеплановые проверки. В случае первых в декабре составляется список и участников за год уведомляют, когда к ним приедут. Внеплановые же проверки можно провести только с согласования прокуратуры или же по поручению президента или правительства. При получении жалобы от водителя, Росстандарт должен согласовать свои действия с прокуратурой, доказать, что это необходимо. Де-факто получается, что надзор нормально на топливном рынке осуществляться не может. Мы второй год сотрудничаем с Росстандартом, разрабатывая системы общегосударственного партнёрства по контролю за качеством топлива с участием общественных организаций и заинтересованных лиц. Только таким образом можно будет полноценно развивать это.

заправка
© Общественное достояние

А можно в суде доказать неправоту АЗС, которая заливает контрафакт?

- Вообще это возможно, но на практике очень маленькая вероятность. Даже если ваш автомобиль выйдет из строя в ста метрах от АЗС, и вы там же возьмёте пробы топлива, то это не гарантирует, что в судебном порядке удастся чего-то добиться. Знаю случаи, когда люди глохли прямо на АЗС, они там всё время были под пристальным вниманием и можно было доказать, что кроме топлива на заправке ничего не добавлялось и не намешивалось. Только в таком формате можно чего-то добиться.

Расскажу вам один показательный случай, к нам как-то обратился человек. Он с утра не смог завести машину и начал ругать одну известную компанию, на которой накануне заправился. При этом, когда он подобно рассказал о проблеме, выяснилось, что последние лет пять он заливал бензин где-то в Московской области на АЗС без вывески, топливо там было дешевле на пять рублей. А на известную заправку попал случайно. Заправился, добрался домой, а с утра не смог завестись, потому что от хорошего горючего клапаны размякли и слиплись. Так вот причина, по которой машина сломалась – топливо, которое было пять лет до этого, а не один последний раз.

В конце разговора автоэксперт отметил, что для реальных перемен следует бороться не со следствием нанесённого ущерба, а изначально принимать меры, которые бы предотвратили продажу суррогата.